Версия для слабовидящих

Вход в систему

Доставка дров доставим дрова в срок
 

Крестцы. Историческая справка

Крестецкий район расположен в центральной части Новгородской области. Административный центр - р.п.Крестцы находится на расстоянии 86 км до города Великий Новгород. Территория охватывает 280 тысяч кв. км. География района неоднородна, что обусловлено его срединным положением между Приильменской низменностью и Валдайской возвышенностью. Западная часть более равнинная и низкая, восточная - выше, холмистее, богаче озерами. Здесь рождаются многие реки, в т.ч. самая большая - Холова. Пересекая почти весь район, впадая во Мсту, она позволяла сплавлять лес, гнать барки в Новгород, а оттуда по Волхову - в Петербург.

            Крестецкие места всегда были знамениты лесами. Даже в конце ХIХ-начале XX века лес составлял две трети площади уезда. Природа края богата и разнообразна. В древности обживались прежде всего долины рек, берега озер, развивался и притрактовый тип расселения. Археологические памятники подтверждают начало освоения территории еще до нашей эры.
            Первое упоминание о Крестцах относится к 1393 году. В Новгородской второй (Архивской) летописи написано «В лето 1393 Поставиша церковь святую Богородицу на Хрестьцах».Территория поселения входила в Деревскую пятину, в составе которой около 1495 года упоминаются сотни крестецких сел и деревень. Таким образом, поселок отметил свой 615-летний юбилей, а многие существующие до настоящего времени деревни района -513-летие.
            Удобно расположившись в глубокой речной долине, у скрещения дорог (отсюда пошло и название Крестцы), село, хоть и медленно, росло, постоянно чувствуя на себе влияние Новгорода, не без помощи которого, очевидно, была «поставлена» и церковь.
            В ХV веке велением Ивана III по всему тракту Москва – Новгород через каждые 20- 25 вёрст были учреждены станции – ямы. Ям состоял из постоялого двора с двумя – тремя избами, сенника и конюшни. Ямщиков, лошадей и корм для них обязано было поставлять население яма и ближайших деревень. Так появились на «государевой дороге» ямы в Валдае, Едрове, Яжелбицах, Рахине, Крестцах. «Гоньба» не прекращалась ни днём, ни ночью. Позднее, как и в Новгороде, в более крупных ямах стали возникать слободки «ямских охотников». Каждый из них должен был иметь четырёх коней, повозку, сани, сёдла, сбрую. Появилась такая слобода и в Крестцах. Ещё в первой половине ХVIII века, до преобразования яма в город, Крестецкая ямская слобода стала в губернии третьей по величине после Новгорода и Валдая.
            То, что Крестцы находились на важной дороге между Новгородом и Москвой, определяло его развитие, периоды роста и запустения. Четыре разорительных похода на Новгород совершил со своим войском по этим местам московский князь Иван III. Правда, относительно мирным был поход в ноябре 1475 года, когда войско шло от северного берега Валдайского озера. Новгородцы миролюбиво встретили князя 15 ноября на реке Волме. 16 ноября Иван III был «в Васильеве селе Волмановского», а 17 ноября — «на Усть Волны». (Землями в Усть-Волме и других деревнях этого, а также соседнего Оксочского погостов, вошедших потом в Крестецкий уезд, владели, по исследованиям В. Л. Янина, новгородские феодалы Онкифовичи)
            В 1569 году, идя на непокорных новгородцев с карой, Иван Грозный разорил и сжег на своем пути Валдай, Крестцы и многие другие селения на тракте. Шведские интервенты довершили опустошение этих мест.
            Но та же дорога, по которой приходила беда, способствовала и постепенному возрождению села. Усиление роли Москвы сделало тракт ещё более оживлённым, и Крестцы стали превращаться в значительный транзитный пункт. В XVI веке Крестцы были уже значительным селением.
            По предложению Новгородского губернатора Якова Ефимовича Сиверса 24 августа 1776 года состоялось решение о присвоении Крестцам статуса города. В Указе, подписанным императрицей Екатериной II, было сказано: «При Крестецком яму учредить город с названием город Крестцы и уездное правление». Был составлен план генеральной застройки Крестец. Новый город вошёл в Новгородское наместничество. Спустя месяц он стал уездным центром. До этого в течение полувека село входило в состав Новгородской провинции Новгородской губернии.
            16 августа 1781 года был утверждён герб г. Крестцы, что нашло своё отражение в своде законов Российской империи. Герб имел форму щита, верхняя часть которого повторяла герб Новгорода, а нижняя изображала две пересекающиеся большие дороги в зелёном поле. В таком виде изображение герба дошло до наших дней. По своей сути герб раскрывает происхождение названия нашего посёлка.
            Во вновь образуемом городе селились люди из других мест. В первую очередь это были крестьяне, проживающие в сёлах и деревнях южнее Крестец. На новом месте их записывали в сословие мещан, что по социальной структуре считалось повышением. Но длительное время ямщики в Крестцах составляли большинство населения. На 1788 год в городе и слободе проживало 987 ямщиков, а в 1843 году население одной слободы превышало 1200 человек при числе жителей собственно города 1337 человек. Слобода примыкала к городу и по сути сливалась с ним. Так до сегодняшних дней до нас дошло понятие о микрорайонах Крестец: «Город» и «Ямская».
            Уезд к 1788 году насчитывал 2 слободы, 15 погостов и выставок, 87 селец и 604 деревни. Он был в три с лишним раза больше современного района, включал в себя территорию нынешних Маловишерского и Окуловского, частично Чудовского, Новгородского, Демянского районов.
            В 1796 году Крестцы как уездный город был упразднён и переведён в заштатный. Часть земель Крестецкого уезда отошла к Новгородскому, а часть к Валдайскому уездам.          24 апреля 1802 года Крестцы были восстановлены в своих правах, но земли уезду возвращены не были. При образовании Демянского уезда в 1824 году часть Крестецких селений отошла к нему. Вместе с землями отошли и небольшие промышленные предприятия, которые находились на территории уезда.
            В 1851 году была построена железная дорога (Николаевская) между Санкт – Петербургом и Москвой. Это было самое большое строительство, когда – либо проводившееся в России. Николаевская железная дорога, прошедшая через Крестецкий уезд, способствовала тому, что посад Малая Вишера и станция Окуловка, получив стимул для развития промышленности, обогнали в своём росте уездный город и впоследствии сами стали районными центрами.
            Основная часть из оставшихся промышленных предприятий была сосредоточена в самих Крестцах. Кирпичный завод и мукомольная мельница, лесопилка, работающая на местные нужды, несколько полукустарных заводов с общей численностью работающих 30 человек. В 80-е годы начал давать продукцию (на 3 тысячи рублей в год) кожевенный завод купцов Мосягиных. К 1884 году Крестцы по развитию промышленности не смогли подняться среди уездных городов губернии выше восьмого места. В 1913 году в городе значилось три бумаготкацких и бумагопрядильных производства с 14 работниками, два кожевенных завода, имевших 8 рабочих и два известковых и цементных производства с 15 рабочими. Никаких машин эти предприятия не имели.
            Торговля в городе была весьма бойкой. Ежегодно на центральной площади в сентябре проводилась Никитская ярмарка (названа в честь покровителя Крестец Святого Великомученика Никиты). На нее съезжались купцы из Новгорода, Старой Руссы, Валдая, Боровичей, Тихвина и других городов. Торговали сукном, шелковыми и хлопчатобумажными тканями, кожаными товарами, фарфоровой и стеклянной посудой. Местные крестьяне предлагали кожи, холст, телеги, сани, овес, сено. Выносили свои изделия и ремесленники. За две недели ярмарки продавалось товаров на 20—60 тысяч рублей. Кроме того, по четвергам и воскресеньям были торги. Трижды в год (по три дня) собирался конный базар. Лавки торговали бакалеей, мануфактурными товарами, обувью, всякой снедью. В начале XX века ярмарка имела уже скромный оборот.
            Эти живописные и дававшие относительно стабильный доход места были издавна облюбованы дворянскими родами. Так, Мусины-Пушкины имели владения на Крестецкой земле вплоть до ХХ века. Писцовые книги свидетельствуют, что в Ручьевском погосте некоторые деревни были отданы в поместье Тимохе "Михайлову сыну Мусина" - Мороженицы, Луки, Погорелое и другие. Усадьба Ручьи при земском почтовом тракте в начале XX века принадлежала Софье Васильевне Шишмаревой из рода"дворянина Г.М.Шишмарева".
            На рубеже середины ХVIII – начала ХIХ веков в Крестецком уезде в деревне Старое Рахино начал развиваться строчевой промысел. На домотканой льняной ткани крестьянке особым образом выдёргивали нити и на получившуюся сетку наносили рисунок. По другому этот вид строчки назывался «белым по белому». Строчкой украшали скатерти, полотенца, занавески.
            Деревня Старое Рахино было большим селом, через которое проходила столбовая Екатерининская дорога на Москву. Проезжающие купцы скупали лучшие строчевые изделия и продавали их в других городах. Так народный промысел получил известность за пределами Крестецкого уезда. В 1911 году изделия крестецких мастериц принимали участие в 1-й показательной выставке народных промыслов России, проводимой в Санкт – Петербурге. В этом же году творениями крестецких строчильщиц любовались посетители выставок в Италии, в Бухаресте, Порт – Саиде. Потом пришёл триумф на международных выставках в Нью – Йорке, Монреале, Брюсселе, Осаке.
            Старинный народный художественный промысел «Крестецкая строчка» принес уезду мировую известность. Изделия с этой маркой и по сей день знают во многих странах мира. О ней пишут книги, ей посвящаются стихи и песни.
            С 1882 по1885 годы учителем математики в Крестецком уездном училище работал Фёдор Кузьмич Тетерников ( Сологуб )- поэт, писатель, драматург, переводчик. К Крестецкому периоду относятся первые публикации Ф. Сологуба. Он много писал стихов, рассылал их по редакциям. В 1884 году стихотворение «Лисица и ёж» было опубликовано в журнале «Весна». Жизнь в Крестцах оказала определяющее влияние на творчество                           Ф. Сологуба. В провинциальном городе он начал собирать материал для своих будущих романов «Тяжёлые сны», «Мелкий бес». Наиболее точно жизнь в Крестцах показана в романе «Тяжёлые сны». Прообразами многих героев романа являлись жители Крестец. Узнаваемы также описания улиц, домов, Летнего сада, реки. С 2006 года ежегодно в Крестцах проходят Сологубовские чтения.
            Деревня Ручьи Крестецкого района и ее округа известны как край, давший последний приют "первому председателю земного шара" - поэту Велимиру Хлебникову. По возвращении из Персии поэт Виктор (Велимир) Владимирович Хлебников тяжело заболел. В мае 1922 году художник П.В. Митурич уговорил друга до отъезда на родину в Астрахань провести несколько недель в деревне Санталово Крестецкого уезда, где учительствовала жена Митурича. Хлебников поселился в учительской половине школы. С наступлением теплых летних дней поэт подолгу бродил в лесу, лежал на земле под солнцем, удил рыбу. Вскоре стали замечать, что он все чаще остается дома, работает за столом. Здесь Хлебников задумал свой последний труд "Доски судьбы", продолжал писать стихи. Неожиданное обострение болезни привело к параличу ног, поэт еще надеялся на излечение, мечтал вернуться в Москву...Врачи земской больницы в Крестцах, в условиях послевоенной бедности, были бессильны. Он умер в Санталово, в деревенской баньке 28 июня 1922 года после нескольких недель страданий. Велимир Хлебников был похоронен на погосте в Ручьях. Прах поэта в 1960 годах был перевезен в Москву на Новодевичье кладбище. По мнению местных краеведов, перезахоронения не случилось.     
             У поэта много почитателей и сегодня. В деревне Ручьи на ежегодные хлебниковские чтения собираются почитатели его таланта со всех уголков страны. В 1986 году был открыт музей поэта, на погосте установлен памятник работы В.М.Клыкова.
            Административно-территориальное переустройство Крестецкого уезда в 1918 году, когда ряд его волостей были выделены в самостоятельный Маловишерский уезд, сказалось и на развитии Крестец.
            Теперь Крестецкий уезд лишили той территории, где промышленные предприятия составляли значительный удельный вес среди других отраслей хозяйства. Основным богатством уезда в новых границах стал лес. В 1920 году, впервые в истории уезда произошло распределение лесной площади на 13 лесозаготовительных районов. Крестцы получили первые ответственные задания от Советской власти по заготовке леса и постройке балок, в которых нуждался Петроград.
            Помимо предприятий, связанных с лесной промышленностью в Крестецком уезде насчитывалось большое количество различных мастерских подчас именуемых заводами, которые изготовляли сельскохозяйственные орудия, посуду и другие изделия. Причем, на 112 из этих предприятий работало всего 293 человека. В самих Крестцах действовали лесопильный и кожевенный заводы. По-прежнему крестецкие вышивальщицы создавали свое шитье, удивляющее своей неповторимой красотой и тонкостью.
            4 января 1926 года ВЦИК утвердил список городов Новгородской губернии. Но Крестцы не вошли в него – они были оставлены на положении сельского поселения. В 1927 году Крестецкий район наравне с другими районами Новгородской области вошли в состав Ленинградской области. В 1938 году село Крестцы было преобразовано в рабочий посёлок. В 1944 году после освобождения города Новгорода от немецко – фашистских захватчиков была образована Новгородская область, в состав которой вошёл Крестецкий район.
             Все проезжающие по автотрассе Санкт-Петербург - Москва видят на въезде в Крестцы величественный памятник воинам-авиаторам Северо -Западного фронта, который был торжественно открыт 18 августа 1978 года. Установлен он здесь не зря. В годы Великой Отечественной войны с сентября 1941 года небольшой городок Крестцы стал прифронтовым. Немецкие войска были остановлены на линии фронта: озеро Ильмень – посёлок Лычково – озеро Селигер. Но вражеские самолёты бомбили Крестцы ежедневно. На территории Крестец располагался аэродром, на котором базировались постоянно прибывающие и вновь убывающие авиационные полки. К июню 1942 года посёлок Крестцы и аэродром стали одним из крупнейших аэродромных узлов ВВС СЗФ. Вплоть до 1944 года с крестецкого аэродрома самолёты совершали боевые вылеты на Новгород, Старую Руссу, которые были заняты немецкими войсками. В эти годы раненых с фронта доставляли в Крестцы. На территории Крестецкого района дислоцировались хирургические и инфекционные госпиталя, а ближе к линии фронта полевые подвижные.
            Крестецкая земля воспитала двух Героев Советского Союза. Комлев Степан Петрович получил высокое звание в 1940 году. Командуя танковым взводом, совершил прорыв обороны на сложнейшем участке Карельского перешейка во время Советско – Финляндской кампании. Погиб в 1944 году, освобождая литовский город Кретинга. Тимофеев Константин Иванович получил звание Герой Советского Союза посмертно в 1990 году. В конце января 1944 года, прорвав немецкую оборону, вместе с группой стрелков вышли в тыл врага в районе хутора Весёлая Украинка Днепропетровской области. Во время жестокого боя был схвачен в плен. Погиб после жестоких пыток.

            В послевоенное время посёлок постепенно рос и развивался. Промышленность района была представлена лесоперерабатывающими, мебельными предприятиями. На территории Крестецкого района располагался опытный полигон центрального научно – исследовательского института механизации и энергетики лесной промышленности «Крестецкий леспромхоз». Здесь проходили испытания новейших образцов лесозаготовительной техники. «Крестецкий леспромхоз» был школой для лесозаготовителей западных, северо – западных районов РСФСР, Карелии и других мест, близких по климату и почвам. На фабричной основе развивался промысел «Крестецкая строчка».