Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

В небе над Крестцами

Во время войны на территории нашего посёлка базировался 402-й истребительный авиационный полк, состоящий из опытных лётчиков-испытателей НИИ ВВС. Многие из прославленных лётчиков открыли счёт сбитым и уничтоженным вражеским самолётам именно в этом полку. В небе над Крестцами они наносили врагу таранные удары. Двадцати лётчикам этого полка присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них Борис Герасимович Бородай.

Б.Г. Бородай родился в украинском местечке Коломак на Полтавщине 25 декабря 1913 года. Здесь прошло его детство, школьные годы.

Его влекло лётное дело. Мечта осуществилась, когда он стал курсантом военной школы авиационных техников (г. Пермь), затем закончил военную школу лётчиков-истребителей (г. Борисоглебск), которая и определила его дальнейшую работу в авиации. Его направили на работу в Московский военный округ, затем в НИИ ВВС. Так Б.Г. Бородай, преодолев одну ступень лётной карьеры, поднимался на другую - более высокую. Работая в этих частях, он воевал в Испании, Китае, на Халхин-Голе, за что был награждён орденом Боевого Красного Знамени, дважды - орденом Ленина. Практического опыта у него хватало, было с чем поступать в главную кузницу лучших авиационных кадров страны - Военно-воздушную инженерную академию. Перед войной он стал её слушателем.

В начале войны он в числе первых явился с рапортом об отправке на фронт. Командование попыталось остановить его: «Вы же имеете бронь, скоро станете высококлассным специалистом, и Ваши знания, опыт окажутся более полезными стране!» «Учиться будем потом, после победы. Теория подождёт, а практики достаточно», - ответил Бородай. Он отчислился из академии в действующую армию и в четвёртым раз добровольно отправился воевать.

Биться с врагом ему пришлось на одном из важнейших тогда участков военных действий - под Новгородом. Немцы рвались к Москве, окружили Ленинград. Новгород был в середине кровавого пекла.

402 истребительный авиаполк, в который его направили, был оснащён новой техникой - истребителями МиГ-3, его полностью сформировали из добровольцев, имевших хорошую лётную выучку. Он участвовал в проведении наиболее сложных операций.

В конце 1941 года полк базировался на нашем Крестецком аэродроме. Жители посёлка хорошо знали лётчиков. Особенно им нравился отзывчивый и общительный капитан Бородай. Наиболее популярен он был у местных мальчишек, которые ходили за ним следом, с уважением и восторгом поглядывая на боевые награды лётчика.В центральном архиве министерства обороны в журнале боевых действий 402-го истребительного полка есть такие строчки: «12 августа 1941 года лётчики капитан Бородай и младший лейтенант Ананенков на двух МиГах сбили «Мессершмидт-110». Три Ме-109, видя гибель своего лётчика, уклонились от боя, и ушли на свою территорию. 14 августа капитан Бородай и старший лейтенант Гончаров в районе Новгорода атаковали трёх «Юнкерсов-88», один из которых сбили. В тот же день вечером Бородай с капитаном Баулиным перехватили в районе деревень Недутово и Санталово двух «Юнкерсов-88» и сбили их.

В боях за Новгород Борис сбил шесть немецких самолётов. В одном из сражений его ранило. Эвакуировали аса в центральный авиационный госпиталь. После выздоровления ему предложили продолжить обучение в академии. Но он отказался и снова возвратился в родную боевую семью. За мужество и героизм он был представлен к званию Героя Советского Союза, но узнать об этом ему было не суждено.

1 января 1942 года в небе над Крестцами Борис Бородай вступил в бой с Ю-88. Он сбил фашистский самолёт, но его машина тоже была повреждена: не выпускались шасси. Он стал выравнивать истребитель, но тот вдруг перешёл в крутое пикирование. Этот последний бой видели многие крестецкие жители. Вот как этот факт отмечен в дневнике начальника связи 402 ИАП капитана М.П. Харламова:

«1 января, аэродром Крестцы. Погода благоприятствует. Полёты начались с утра. В 12.05 до 12.35 капитан Бородай вылетел на перехват самолётов противника в районе Крестцы. По радио был направлен в район Веретье. После, по радио возвращён в район Крестцы. С высоты 2000 метров снизился до 600 м, выпустил шасси - вышла одна левая нога, сделал горку, вошёл в пикирование и разбился. Самолёт разбит, лётчик погиб. Лётчик - трижды орденоносец, участник боёв в Китае и МНР».

Как отмечали сослуживцы, Бородай обгорел до неузнаваемости. Из его трёх орденов один так и не нашли.

Похоронили лётчика на Ямском кладбище. Недавно исполнилось 70 лет со дня его гибели. Жители района знают о подвигах Б. Г. Бородая, страницы его биографии изучают краеведы. Немало материалов о лётчике и его боевом пути хранится в нашем краеведческом музее.

Т. Сергеева
]]>]]>
 #

402 ИАП

Добрый день! Мой дедушка Лысенко Иван Петрович служил в 402 ИАП, в вашем музее нет случайно не каких данных о нём? С уважением Георгий.Прошу писать на: georgii-lysenko@mail.ru