Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Хлебников для учёных, туристов и студентов

На одной из конференций мне довелось услышать выступление члена Союза российских писателей, который гневно обличал традиции Хлебникова, вопрошая: куда могло бы увести творчество поэта, его языковые эксперименты?

Из этого эмоционального спича я поняла, что автор выражает антихлебниковские настроения как антимодернистские, отстаивая ценности реализма как творчества «здравого смысла». Возмущенная услышанным, я не стала вступать в полемику, а сообщила, что на Новгородчине уже четверть века проходят Хлебниковские чтения, и пригласила выступающего принять в них участие.

Выступление писателя носило эпатажный характер, в чем он и признался в кулуарах. Но для меня это был повод поразмышлять о том, насколько неоднозначно восприятие хлебниковского наследия почти 100 лет спустя. И побудило написать о Хлебниковских чтениях в ином, чем первоначально мыслилось, аспекте.

С 1986 года в деревне Ручьи Крестецкого района проходят Чтения, у истоков - не распоряжение «сверху», а инициатива снизу. И это весьма значимый факт нашего культурного самосознания. Нельзя не вспомнить Олега Андреевича Облоухова, который был одним из вдохновителей и организаторов воссоздания подлинной истории захоронения русского поэта. Благодаря чему можно побывать на могиле Велимира Хлебникова - Председателя Земного Шара.

А.А. Кочевник, один из основателей музея, трепетно относящийся к традициям Хлебниковских чтений, много и проникновенно может рассказывать обо всем, что связано с Хлебниковым, с музеем, с историей Чтений. Его пожелание таково, чтобы Чтения сохранили традицию камерного общения единомышленников. По убеждению Александра Алексеевича, только соблюдение традиции обеспечивает сохранность и долгожительство. Новизна же должна быть в выступлениях!

Однако мне сложно было согласиться с ним, и мы немного поспорили. Согласна, что нет смысла «пригонять» на чтения попсовую массовку, которая будет воспринимать происходящее как шоу и жевать попкорн, запивая колой. Но я убеждена, что чтения могут быть по-настоящему массовыми, если организовать их чуть по иному. Ведь деревня Ручьи, где похоронен Хлебников, - историко-культурный бренд.

Приношу извинения за прагматичный подход, но как любой бренд он требует средств для «раскрутки». И я не вижу ничего плохого в том, что на туристической карте появится еще один экскурсионный объект. Он может быть доходным или не очень. Более важно: любить и уважать можно то, что по-настоящему знаешь. В Ручьях есть памятники архитектуры: каменный храм Покрова Богородицы начала XX века, деревянный храм Георгия Великомученика (1741 г.). Состояние его вызывает грусть, он медленно разрушался, можно сказать, на глазах постоянных участников Чтений.

Мне довелось читать публикации о Чтениях пятнадцатилетней давности, побывать на Хлебниковских чтениях 28 июня 2009 года. И я убедилась, сколь крепка традиция. Гостей встретили молоком и пирогами, как долгожданных гостей - это визитная карточка Чтений, придающая мероприятию атмосферу непосредственного общения. Приехавшим дают понять, что они приехали в гости к Хлебникову, и их очень рады здесь видеть.

С.А. Яковлев, глава района, сказал: «Собираемся по-домашнему, вместе с тем прикасаемся к вековым вещам». На мои фантазии по поводу будущего хлебниковского музея и Чтений ответил, что возможности развития культуры, туризма связаны напрямую с подъемом экономики района. И с этим трудно не согласиться. Что касается сохранения и реставрации храмов, то все очень сложно и запутанно: все зависит от статуса объекта - на памятнике федерального значения не имеют права вести работы ни муниципальные, ни региональные структуры.

Я могла только посетовать, что разрушение памятников федерального значения в русской глубинке плохо просматривается с федеральных высот.

В Чтениях участвовали сотрудники Музея петербургского авангарда. И это отрадный факт: устанавливаются и крепнут культурные связи новгородской деревни Ручьи и Северной столицы. К сожалению, среди участников Чтений я не встретила коллег ни по филологическому факультету, ни по университету. Не было и студентов НовГУ. А жаль!

Возьму на себя смелость предположить, почему филологи не участвовали. Возможно, что за 24 года все они на Чтениях побывали, и не видят необходимости регулярного участия в них: слишком загружены научной и преподавательской работой. Да и престижнее посещать столичные конференции высокого научного уровня, а не «домашние посиделки» в нашей глубинке.

Но ведь интерес к поэзии Хлебникова, к русской литературе рождается не только в аудиториях, и не столько за страницами умных учебников. Эти Чтения - прекрасный повод показать студентам хлебниковские места, там они смогут по-настоящему проникнуться его поэзией. Уверена, что если бы студентам предложили участвовать в Чтениях, то нашлись бы желающие, и могу предположить, что администрация университета помогла бы с транспортом.

Ведь, если опять перейти на прагматичный язык, то Хлебниковские чтения могут быть хорошим информационным поводом для презентации как университета, так и филологического факультета. Надо ли удивляться, что набор на факультет катастрофически падает, если не используются такие ресурсы для профориентации абитуриентов-филологов?

Кстати, среди участников были школьники из лицея-интерната Новгорода. Я спросила их, почему они приехали. Ответ был искренним и убедительным: преподаватель по МХК предложила сделать совместное сообщение. Ребят заинтересовало творчество Хлебникова, и они с интересом стали готовить материал.
Под впечатлением Чтений у меня возник закономерный вопрос: может ли музей Хлебникова стать настоящим туристическим объектом? Информация от сотрудников «Красной избы вселила оптимизм. Музей представлен в экскурсионно-туристических ресурсах нашей области, на туристской карте Новгородской области, на четырех языках в мультимедиакаталоге турресурсов по Новгородской области на DVD «Земля Новгородская».
Эти издания были выпущены осенью 2008 года; карта и диск распространяются бесплатно для профессионален турбизнеса на выставках, входят в презентационный пакет администраций города и области.
Однако, как считают сотрудники «Красной избы», «музей вызывает интерес только у узкого круга почитателей»: больше года назад звонили и спрашивали просто телефон; год назад туристы из Петербурга приезжали в Новгород, в их планах было посещение Хлебниковских чтений.
Думаю, причина здесь в том, что падает общий интерес к литературе и поэзии. А это диагноз общего культурного неблагополучия в стране. Общими усилиями возможно поддержать интерес к культурно-историческим местам России не только федерального значения, но и регионального. Ведь в русской глубинке - истоки всех крупных культурных явлений. Это медленно, но верно скажется на уровне нашей общей культуры.
Мне подумалось, что Ручьи могут быть местом для проведения поэтических фестивалей, конкурсов - хлебниковский авангардизм близок современной молодежи, и найти у них поддержку эта идея могла бы. А почитатели творчества поэта нашлись бы не только на Новгородчине, но и в России.
Ручьи, деревня Крестецкого района Новгородской области, - место, где трепетно и бережно хранится история, память о великом русском поэте Велимире Хлебникове. Здесь каждый год в конце июня вспоминают о творчестве незаурядного авангардиста, языковые эксперименты которого оказали огромное влияние на всю русскую литературу XX века.
Это место, куда хочется возвращаться...
А.Л. Семенова, каф. журналистики
]]>]]>