Реформирование деятельности образовательных учреждений области будет продолжаться.
Людмила Данилкина
по материалам газеты «Новгородские ведомости» 14 августа 2009 года №19
Новгородская область четыре года является активным участником национального проекта «Образование», федеральной программы модернизации школ, постоянно совершенствует собственную критериальную оценку деятельности учебных заведений. О достигнутых результатах и дальнейших планах в преддверии нового учебного года корреспондент «НВ» побеседовал с председателем комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Владимиром Аверкиным.
- Владимир Николаевич, сколько школьников сядут за парты 1 сентября?
- Свыше 53 000 мальчишек и девчонок. Причем в сравнении с прошлым годом в этом наблюдается значительный рост первоклассников — более чем на 1000 человек. Выпускников, правда, будет меньше примерно на 300 человек. Свои двери распахнут для детей 245 общеобразовательных учреждений.
- Это на 10 меньше, чем в прошлом учебном году. Процесс реорганизации сети общеобразовательных учреждений в полном разгаре...
- Уже третий год подряд федеральные власти доводят до регионов сведения о неэффективных расходах по отдельным отраслям. Так, в 2007 году объем лишних затрат на школы области составил 655 млн. рублей, в прошлом году — 530 млн., в текущем году, по прогнозу, эта сумма составит порядка 470 млн. рублей. Причина перерасхода — финансирование в полном объеме работы, как педагогов, так и обслуживающего персонала в школах, где учатся всего несколько детей. А ведь существуют федеральные нормативы наполняемости классов — 25 школьников для городских школ и 14 — для сельских. Поэтому мы проводим реорганизацию, но права детей при этом не ущемляются — для них создаются все условия для получения качественного образования.
- Но чтобы неэффективные миллионы превратить в эффективные, мало перевести детей в базовые школы. Какие-то методы сокращения расходов еще применяются?
- Доля избыточной численности прочих работников, к каковым относятся все сотрудники школ, кроме педагогов, в текущем году составляет 51%. Мы пойдем по пути сокращения обслуживающего персонала. В качестве способа сокращения расходов предлагаем районам организовать муниципальные малые транспортные предприятия, собрав в них все имеющие при школах автобусы. Эти фирмы будут получать бюджетные средства под выполнение госзаказа на подвоз детей. Они будут решать, стоит ли за десятью ребятишками гонять автобус, рассчитанный на 25 мест, как сейчас это делают многие школы, или отправить, скажем, «Газель». Такое малое предприятие создано и успешно функционирует в Чудове. Его опыт мы и будем предлагать перенимать другим районам. Уменьшить расходы можно и на работниках пищеблоков. Сейчас многие школы держат в штате поваров, сами занимаются покупкой продуктов, получают лицензию на право кормить детей. А если имеющиеся пищеблоки сдавать в аренду фирмам общественного питания, которые будут выполнять заказы на приготовление завтраков, обедов и полдников для школьников? Это позволит учебным заведениям снизить затраты. И такие, примеры в области тоже есть.
- На что направляются сэкономленные от реорганизации сети школ области средства?
- На повышение зарплаты учителей, которая в этом году составляет более 14 000 рублей. К примеру, в Пензе неэффективных расходов в образовании что-то около 150 млн. рублей. Значительно меньше, чем у нас. Нам бы тоже хотелось минимизировать расходы, но когда мы проанализировали их механизм снижения затрат, то поняли, что нам он не подходит. В Пензенской области учителя получают в среднем 6 000 рублей, поэтому и суммы излишних трат такие небольшие. Зарплата наших педагогов состоит из базовой части и стимулирующей, которая зависит от места школы в общеобластном рейтинге и от показателей работы самих учителей. Стимулирующая часть увеличивается в нашей области ежеквартально.
- Система оплаты труда со стимулирующей составляющей была внедрена в нашей области в рамках комплексного проекта модернизации образования. Но проект этот распространяется только на школы. Что же, зарплаты педагогов детских садов, училищ и техникумов так и останутся низкими?
- В настоящее время нами подготовлен проект постановления администрации области «О введении новой системы оплаты труда в государственных учреждениях образования». Он распространяется на учреждения профессионального образования, детские дома, образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-медико-педагогические центры. После того как данный документ пройдет необходимые согласования и будет подписан, стимулирующая часть заработной платы появится не только у школьных педагогов. Повторюсь, что грядущие изменения коснутся государственных образовательных учреждений. Но вслед за областным постановлением должны будут подобные нормативные акты принять и в районах, а это значит, что у работников муниципальных образовательных учреждений, в первую очередь — у воспитателей детских садов и педагогов учреждений дополнительного образования, появится возможность зарабатывать больше.
- Складывается впечатление, что сегодня именно в дошкольном образовании сосредоточено самое большое количество неразрешимых проблем.
- Ключевыми проблемами, на наш взгляд, являются: слабая материально-техническая база этих учреждений, слабое развитие сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений, ну и, конечно, неадекватная труду воспитателей зарплата и их социальная незащищенность. Что касается очередей в детские сады, а эта проблема характерна в настоящее время только для областного центра и Боровичей, то выход из положения есть. Нужно отремонтировать всего восемь помещений, в которых некогда располагались дошкольные учреждения, а сейчас находятся начальные школы, и вновь открыть там группы полного пребывания дошкольников. Тогда вопрос отсутствия мест в садах будет решен. Что же касается повышения качества дошкольного образования и развития новых форм работы с детьми, то мы предлагаем на федеральном уровне законодательно утвердить введение государственных сертификатов на получение дошкольного образования, которые должны определять как содержание образовательной программы, так и количество часов в день и дней в неделю, отводимых на занятия. Имея на руках такой сертификат, родители должны иметь право передать его в любую организацию, реализующую программу дошкольного образования, в том числе и физическому лицу, имеющему лицензию на право ведения такой деятельности. Родители же, зная, какие услуги они получат по сертификату и на какую сумму, смогут решать, достаточно ли этого для ребенка. Если — нет, они смогут заключить договор о предоставлении дополнительных образовательных услуг на платной основе. Наше предложение о введении сертификатов привлекло к себе внимание федеральных властей. Подробное обоснование передано в Москву и сейчас рассматривается.
- Педагогическая общественность активно обсуждает национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Расскажите, пожалуйста, подробнее о ней.
- Президент страны в прошлогоднем обращении к Федеральному собранию заострил внимание на пяти направлениях развития сферы образования: обновление содержания образования, ветхость зданий школ, талантливая молодежь, педагогические кадры, здоровье детей. Министерство образования и науки на основе предложений президента разработало концепцию «Наша новая школа». То, что многие подходы в сфере образования, нужно менять, — неоспоримый факт. И теперь от слов пора уже переходить к делу.
- Одно из основных направлений инициативы «Наша новая школа» — федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые активно обсуждаются в настоящее время. Так, единые требования к начальному образованию предполагают перевод младшего звена на пятилетку, то есть планируется добавить еще один учебный год. Правда, по замыслу разработчиков, из четвертого в пятый пойдут только отстающие дети, остальные уже в четвертом классе начнут учить предметы из программы пятого класса — географию, ботанику и другие. Кроме этого, предполагается, что ходить в школу малыши будут не пять, а шесть дней в неделю. Суббота — с согласия родителей — день факультативных занятий. Согласны ли вы с таким видением будущего начального образования?
— Нет. Данные предложения — это результат работы проектных групп из Российской академии наук, Московского института проблем образовательной политики «Эврика» и Института развития регионального образования Свердловской области. Педагоги нашей области были ознакомлены с ними. В июле лучшие учителя начальных классов из всех районов собрались вместе и выработали свои предложения. В частности, наши педагоги полагают, что четвероклассников нужно не загружать предметами следующего класса, а наоборот, перенести отдельные, наиболее сложные для усвоения темы из четвертого в пятый класс. И, безусловно, загружать малышей еще и в выходные дни нельзя. Мы предлагаем разрешить учителям самостоятельно выбирать не только формы и методы обучения, но и в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся и с согласия родителей — сроки реализации учебных программ начальной школы. А высвободившееся учебное время использовать для выстраивания индивидуальной траектории развития детей. Освоение учебных программ четырехлетней начальной школы в более короткий срок, например, за три года, должно гарантировать педагогам повышенную оплату труда. А при условии качественного освоения стандарта начального общего образования каждым учеником класса, подтвержденного результатами независимого тестирования, учитель должен получить гарантированную оплату труда, определенную за все четыре года.
»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии