Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Что год грядущий нам готовит

]]>]]>

Реформирование деятельности образовательных учреждений области будет продолжаться.

Людмила Данилкина

по материалам газеты «Новгородские ведомости» 14 августа 2009 года №19
 
 
Новгородская область четыре года является активным участником национального проекта «Образование», федеральной программы модернизации школ, постоянно совершенствует собственную критериальную оценку деятельности учебных заведений. О достигнутых результатах и дальнейших планах в преддверии нового учебного года корреспондент «НВ» побеседовал с председателем комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Владимиром Аверкиным.
 
- Владимир   Николаевич, сколько школьников сядут за парты 1 сентября?
- Свыше 53 000 мальчишек и девчонок. Причем в сравнении с прошлым годом в этом наблюдается значительный рост первоклассников — более чем на 1000 человек. Выпускников, правда, будет меньше примерно на 300 человек. Свои двери распахнут для детей 245 общеобразовательных учреждений.
 
- Это на 10 меньше, чем в прошлом учебном году. Процесс реорганизации сети общеобразовательных учреждений в полном разгаре...
- Уже третий год подряд федеральные власти доводят до регионов сведения о неэффективных расходах по отдельным отраслям. Так, в 2007 году объем лишних затрат на школы области составил 655 млн. рублей, в прошлом году — 530 млн., в текущем году, по прогнозу, эта сумма составит порядка 470 млн. рублей. Причина перерасхода — финансирование в полном объеме работы, как педагогов, так и обслуживающего персонала в школах, где учатся всего несколько детей. А ведь существуют федеральные нормативы наполняемости классов — 25 школьников для городских школ и 14 — для сельских. Поэтому мы проводим реорганизацию, но права детей при этом не ущемляются — для них создаются все условия для получения качественного образования.
- Но чтобы неэффективные миллионы превратить в эффективные, мало перевести детей в базовые школы. Какие-то методы сокращения расходов еще применяются?
- Доля избыточной численности прочих работников, к каковым относятся все сотрудники школ, кроме педагогов, в текущем году составляет 51%. Мы пойдем по пути сокращения обслуживающего персонала. В качестве способа сокращения расходов предлагаем районам организовать муниципальные малые транспортные предприятия, собрав в них все имеющие при школах автобусы. Эти фирмы будут получать бюджетные средства под выполнение госзаказа на подвоз детей. Они будут решать, стоит ли за десятью ребятишками гонять автобус, рассчитан­ный на 25 мест, как сейчас это делают многие школы, или отправить, скажем, «Газель». Такое малое предприятие создано и успешно функционирует в Чудове. Его опыт мы и будем предлагать перенимать другим районам. Уменьшить расходы можно и на работниках пищеблоков. Сейчас многие школы держат в штате поваров, сами занимаются покупкой продуктов, получают лицензию на право кормить детей. А если имеющиеся пищеблоки сдавать в аренду фирмам общественного питания, которые будут выполнять заказы на приготовление завтраков, обедов и полдников для школьников? Это позволит учебным заведениям снизить затраты. И такие, примеры в области тоже есть.
- На что направляются сэкономленные от реорганизации сети школ области средства?
- На повышение зарплаты учителей, которая в этом году составляет более 14 000 рублей. К примеру, в Пензе неэффективных расходов в образовании что-то около 150 млн. рублей. Значительно меньше, чем у нас. Нам бы тоже хотелось минимизировать расходы, но когда мы проанализировали их механизм снижения затрат, то поняли, что нам он не подходит. В Пензенской области учителя получают в среднем 6 000 рублей, поэтому и суммы излишних трат такие небольшие. Зарплата наших педагогов состоит из базовой части и стимулирующей, которая зависит от места школы в общеобластном рейтинге и от показателей работы самих учителей. Стимулирующая часть увеличивается в нашей области ежеквартально.
- Система оплаты труда со стимулирующей составляющей была внедрена в нашей области в рамках комплексного проекта модернизации образования. Но проект этот распространяется только на школы. Что же, зарплаты педагогов детских садов, училищ и техникумов так и останутся низкими?
- В настоящее время нами подготовлен проект постановления администрации области «О введении новой системы оплаты труда в государственных учреждениях образования». Он распространяется на учреждения профессионального образования, детские дома, образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-медико-педагогические центры. После того как данный документ пройдет необходимые согласования и будет подписан, стимулирующая часть заработной платы появится не только у школьных педагогов. Повторюсь, что грядущие изменения коснутся государственных образовательных учреждений. Но вслед за областным постановлением должны будут подобные нормативные акты принять и в районах, а это значит, что у работников муниципальных образовательных учреждений, в первую очередь — у воспитателей детских садов и педагогов учреждений дополнительного образования, появится возможность зарабатывать больше.
- Складывается впечатление, что сегодня именно в дошкольном образовании сосредоточено самое большое количество неразрешимых проблем.
- Ключевыми проблемами, на наш взгляд, являются: слабая материально-техническая база этих учреждений, слабое развитие сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений, ну и, конечно, неадекватная труду воспитателей зарплата и их социальная незащищенность. Что касается очередей в детские сады, а эта проблема характерна в настоящее время только для областного центра и Боровичей, то выход из положения есть. Нужно отремонтировать всего восемь помещений, в которых некогда располагались дошкольные учреждения, а сейчас находятся начальные школы, и вновь открыть там группы полного пребывания дошкольников. Тогда вопрос отсутствия мест в садах будет решен. Что же касается повышения качества дошкольного образования и развития новых форм работы с детьми, то мы предлагаем на федеральном уровне законодательно утвердить введение государственных сертификатов на получение дошкольного образования, которые должны определять как содержание образовательной программы, так и количество часов в день и дней в неделю, отводимых на занятия. Имея на руках такой сертификат, родители должны иметь право передать его в любую организацию, реализующую программу дошкольного образования, в том числе и физическому лицу, имеющему лицензию на право ведения такой деятельности. Родители же, зная, какие услуги они получат по сертификату и на какую сумму, смогут решать, достаточно ли этого для ребенка. Если — нет, они смогут заключить договор о предоставлении дополнительных образовательных услуг на платной основе. Наше предложение о введении сертификатов привлекло к себе внимание федеральных властей. Подробное обоснование передано в Москву и сейчас рассматривается.
- Педагогическая общественность активно обсуждает национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Расскажите, пожалуйста, подробнее о ней.
- Президент страны в прошлогоднем обращении к Федеральному собранию заострил внимание на пяти направлениях развития сферы образования: обновление содержания образования, ветхость зданий школ, талантливая молодежь, педагогические кадры, здоровье детей. Министерство образования и науки на основе предложений президента разработало концепцию «Наша новая школа». То, что многие подходы в сфере образования, нужно менять, — неоспоримый факт. И теперь от слов пора уже переходить к делу.
- Одно из основных направлений инициативы «Наша новая школа» — федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые активно обсуждаются в настоящее время. Так, единые требования к начальному образованию предполагают перевод младшего звена на пятилетку, то есть планируется добавить еще один учебный год. Правда, по замыслу разработчиков, из четвертого в пятый пойдут только отстающие дети, остальные уже в четвертом классе начнут учить предметы из программы пятого класса — географию, ботанику и другие. Кроме этого, предполагается, что ходить в школу малыши будут не пять, а шесть дней в неделю. Суббота — с согласия родителей — день факультативных занятий. Согласны ли вы с таким видением будущего начального образования?
— Нет. Данные предложения — это результат работы проектных групп из Российской академии наук, Московского института проблем образовательной политики «Эврика» и Института развития регионального образования Свердловской области. Педагоги нашей области были ознакомлены с ними. В июле лучшие учителя начальных классов из всех районов собрались вместе и выработали свои предложения. В частности, наши педагоги полагают, что четвероклассников нужно не загружать предметами следующего класса, а наоборот, перенести отдельные, наиболее сложные для усвоения темы из четвертого в пятый класс. И, безусловно, загружать малышей еще и в выходные дни нельзя. Мы предлагаем разрешить учителям самостоятельно выбирать не только формы и методы обучения, но и в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся и с согласия родителей — сроки реализации учебных программ начальной школы. А высвободившееся учебное время использовать для выстраивания индивидуальной траектории развития детей. Освоение учебных программ четырехлетней начальной школы в более короткий срок, например, за три года, должно гарантировать педагогам повышенную оплату труда. А при условии качественного освоения стандарта начального общего образования каждым учеником класса, подтвержденного результатами независимого тестирования, учитель должен получить гарантированную оплату труда, определенную за все четыре года.