Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Мой край: всему начало здесь

]]>]]>

По материалам газеты «Крестцы»

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, а также детей друг с другом. При этом оно не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, а должно охватывать и пронизывать собой все: учебную (в границах разных образовательных дисциплин), а также внеурочную - художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности уделено особое внимание, определено её пространство и время. В неё могут входить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые исследования и т.д. Содержание занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей.

Вот и в нашей школе по запросам родителей и по возможностям образовательного учреждения в рамках внеурочной деятельности ведутся такие кружки, как «Детская риторика», «Информатика в играх и задачах», «Физическая культура с элементами туризма и спортивного ориентирования» и клуб «Юный краевед».

Я хочу рассказать о клубе «Юный краевед». Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, села, пробуждает интерес ребёнка к родо-словной семьи, к истории своего края и общей истории.

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои способности – в этом и заключается смысл работы объединения. Ещё одна  причина, по которой мы решили взять именно такое направление, - это то, что наш край и наша деревня Ручьи, в частности, богаты природными, археологическими, историческими и культурными памятниками.

Программа клуба рассчитана на 4 года и имеет  три направления: «Моя родословная. Вклад семьи в судьбу России», «Мой край родной», «Памятные места нашего края».

Работая по первому направлению, ученики знакомятся с происхождением своих имён и фамилий, узнают у родителей, почему их назвали именно так. Затем они составляют генеалогическое древо своей семьи. Эти исследования увлекли не только детей, но и родителей. Все активно включились в исследования. Некоторые работы получились настоящими шедеврами. Так, например, генеалогическое древо Саши Сергеева не уместилось на одном куске ватмана.

Следующий этап – это поиски свидетельств о вкладе семьи в жизнь родного села и даже государства. На одном из заседаний клуба заслушивались рассказы о прадедушках и прабабушках, участ-никах Великой Отечественной войны. С интересом ученики слушали Олю Николаеву, которая прочитала воспоминания своей прабабушки. Оказывается, они с сестрой пережили блокаду Ленинграда, потом попали на фронт. А одна из них была в отряде СМЕРШ. У Насти Ульяновой прабабушка прошла всю войну и вернулась с множеством наград. Саша Сергеев принёс материалы о своём прадедушке (фотографии, медали и даже орден). Ребята узнали, что его прадед служил на корабле, охранял границу и принял участие в войне с японцами. Нельзя без слёз было слушать рассказ Марины Петровой, которая рассказала, что её прадедушка попал в плен, и как страшно его там пытали.

Никто из детей не остался равнодушным к рассказам одноклассников.

На одном из занятий отправились в гости к Вере Петровне Петровой (на снимке), прабабушке одной из учениц. Она рассказала, как их семья жила во время Великой Отечественной войны. Её отец был признан врагом народа только за то, что у него была польская фамилия, его арестовали, а остальные члены семьи были сосланы за Урал. Много испытаний им пришлось пережить, но Вера Петровна не переставала удивляться, что в такое трудное время люди не ожесточились, а оставались добрыми и чуткими. Именно благодаря таким людям их семья выжила и смогла вернуться домой. Ребята внимательно слушали, задавали вопросы.

Второе направление, по которому работает клуб – это «Мой край родной». Здесь ученики узнают об истории возникновения своей деревни, о старейших жителях, об их хозяйственном и семейном быте, духовной культуре, знакомятся с обрядами и традициями. Ребята пригласили на одно из занятий своих бабушек. На этой встрече узнали, в какие игры   они играли, когда были маленькими, разучили их и даже поиграли все вместе. Затем было посещение местного краеведческого музея, в частности, комнаты быта. Не обошли вниманием учащиеся и школьный музей. Они с интересом рассматривали экспонаты. Было интересно узнать о детских организациях того времени, примерить красный галстук, посмотреть на школьную форму, ну и, конечно же, узнать историю образования и развития нашей школы.

А недавно в рамках клуба ребята ездили в районный краеведческий музей. С большим интересом слушали рассказ экскурсовода, обошли все залы, осмотрели выставку часов.

Учащиеся только заканчивают второй класс, впереди ещё два года. Значит, есть время, чтобы собрать информацию и узнать о памятных местах родной деревни, посёлка. Им предстоят походы, поездки, экскурсии.

Программа клуба предполагает большую исследовательскую, проектную деятельность, организацию выставок, изготовление наглядных пособий, тимуровскую работу, посещение библиотеки, работу с различными источниками.

Хочется верить, что эти занятия не пройдут даром, а заложат в детских душах крупинку патриотизма, из которой впоследствии вырастет большое чувство.

 

Е. Агафонова, учитель начальных классов Ручьевской школы