Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Крестецкой строчки кружева льняные

Н. Ефимова, ученица 9 «а» класса средней школы №2 

В нашем школьном музее немало старинных вещей. Среди них уникальные строчевые изделия, у каждого из которых своя история, своя судьба. Как возник и развивался этот народный промысел, прославивший Крестцы?

Сельские жители издавна умели украшать свой быт. Об этом можно судить даже по экспонатам нашего школьного музея, где представлены домотканые, полотенца, скатерти, салфетки, дорожки с разнообразной строчевышивкой.

Полотенца издавна служили ритуальными предметами в крестьянских избах. В музее имеются двухметровые свадебные полотенца А.К. Рысаковой из деревни Амосово (1917 год). Одно из них, украшенное строчкой и вышивкой, она приготовила к своей свадьбе. Полотенце служило вожжами свадебного поезда. На другом мастерица вышила цветы - символ девичьей красоты и непорочности. Красные цветы символизируют земную любовь.

Полотенце М.И. Малышевой из деревни Шутиловичи было предназначено для венчания. Внизу на каждом зубчике выстрочен крест - символ защиты от злых духов, в середине - две фигуры: женская и мужская. Женщина символизирует плодородие, мужчина - крепость духа семьи. Девушка готовила его к своей свадьбе. Во время венчания молодые босыми ногами вставали на него.

Свадебное платье Н.М. Петровой из деревни Вильи Горы украшено строчевышивкой, которая символизирует материнство, плодородие и изобилие.

Подзор - тоже приданое невесты. На нём изображены ветки и гроздья рябины,символизирующие земную любовь.

В Старом Рахине, родине строчевого промысла, мастерицы использовали свою технику. Л.С. Купцова занималась строчевышивкой с девяти лет. Она сохранила скатерть ручной работы своей свекрови Е.И. Гудковой, которая с восьми лет готовила себе приданое. Мастерица в своей работе использовала вышивку кружевного типа с геометрическим узором.

Для себя и для односельчан мастерицы работали в традиционной, милой их сердцу технике, которую они называли «старинной строчкой». Она выполнялась на сеточке - например, дорожка из восьмилепестковых ромашек (изделие P.M. Петровой из д. Старое Рахино).

После 1905 года этот уникальный промысел стал развиваться не только в Старом Рахине, но и в других окружных деревнях. Сначала использовались три основные рисунка - «паутинка», «настилочный», «тарлата», затем появились новые орнаменты, разработанные на основе традиционной технологии членами Новгородского общества, любителями древности А.А. Булатовым и А.Н. Рыкачёвой, проживавшими в д. Зелёный Бор. Мастерицы стали использовать «сновочные» рисунки, образуемые густыми переплетениями нитей.

А.А. Булатов стремился сохранить лучшие народные традиции в строчевом промысле и много успел сделать для расширения ассортимента изделий и их продвижения на российский рынок и за рубеж. В годы сталинских репрессий он был арестован и расстрелян.

Для дальнейшего развития и расширения промысла в 1905 году в Крестцах был открыт склад для закупки строчевых изделий, в 1907-ом в Старом Рахине появилось потребительское общество «Артель», а в 1913-ом - Крестецкое кустарное сельскохозяйственное товарищество. Земская управа держала связь со складами в Санкт-Петербурге и в Москве.

В 1911 году к белоснежным узорам наших мастериц пришла большая известность - "на первой Показательной выставке художественных промыслов России в Петербурге экспонировались изделия со сновочными гипюрами: «круг», «ромашка» и другие. Приёмы их выполнения показывала лучшая старорахинская строчильщица А.О. Тиханова. В этом же году искусство мастериц получило мировое признание на выставках в Италии, Порт-Саиде, позднее - в Нью-Йорке, Монреале, Брюсселе, Осаке.

В 1925 году в журнале «Звезда» появляются публикации о том, что этот вид народного промысла заслуживает серьёзного внимания наших кооперативных организаций.

В начале 1929 года в посёлке Крест­цы создаётся снабженческо-сбытовое кооперативное товарищество «Художе­ственная строчка». Председателем прав­ления был избран П.И. Архиреев, кото­рый сам прекрасно владел мастерством строчевышивки.

В начале 30-х годов кустари-строчильщицы работали на дому. В строчевых мастерских трудились и мужчины, в совершенстве владевшие искусством строчки. Среди них был А.И. Сухов - автор и исполнитель многих высокохудожественных рисунков на холсте.

Растущая популярность строчевых изделий в нашей стране и за её пределами потребовала новых организационных мер. В 1930 году образовался Крестецкий межрайонный строчпромсоюз. Кустарям подбирали крестьянские дома попросторнее и устанавливали в них пялы. Коллективный труд пробуждал в работниках фантазию, артельщики осваивали творчество опытных строчильщиков, перенимали опыт друг у друга.

После организации в 1931 году экспериментальной мастерской стали выпускаться изделия более высокого качества. Их закупали многие страны мира, в числе которых Бельгия, Голландия, Швеция.

Совершенствованию ремесла способствовало и налаживание цехового производства. В 1936 году в Крестцах на берегу Холовы был построен первый производственный корпус - двухэтажное деревянное здание. В его мастерских, а также на дому по-прежнему строчили вручную.

В начале сороковых годов в кооперативном товариществе «Художественная строчка» насчитывалось около пяти тысяч человек. Во время Великой Отечественной войны экспонаты музея вывезли в Свердловскую область. Часть работниц из Старого Рахина эвакуировали в Вильи Горы, где они и продолжали строчить. Но с января 1942 года несколько артелей возобновили свою работу в Крестцах.

Послевоенный период - время расцвета творчества крестецких мастериц, поиски новых орнаментов. В конце пятидесятых годов фабрика «Крестецкая строчка» получила особое развитие и признание. На предприятии появляются специализированные цеха и экспериментальная мастерская, где рождаются новые узоры, разрабатывается технология их исполнения.

На протяжении нескольких десятилетий крестецкая строчевышивка обновляется, пополняется различными вышивками, такими как «тарлата», «рассыпной гипюр», «мыльный пузырь», «старинный гипюр», «сновочные мотивы», «вологодское стекло» и другими.

Много лет посвятила фабрике главный художник М.Е. Афанасьева, которой присвоено высокое звание «Заслуженный художник России». В  разные времена, в разных условиях занималась она разработкой новых изделий, которые были востребованы на внутреннем и зарубежном рынках. Автором многих индивидуальных разработок является Л.А. Синякова - заместитель главного художника. Её изделия отличаются оригинальным орнаментом, сложнейшими композициями узоров - «старинного и рассыпного гипюра», разнообразием «сновочных мотивов».

Её дочь Н.В. Синякова тоже создаёт оригинальные изделия, постоянно ищет новые композиционные решения. Декоративная наволочка, выполненная мастерицей в технике «вологодское стекло», сделает праздничным любой дом.

Среди изделий, выпущенных фабрикой за последнее время, одиннадцать комплектов блузок, украшенных разнообразным орнаментом. Нередки заказы на свадебное приданое, на платье для выпускного бала. В 2004 году на районном конкурсе «Мисс Крестцы» выпускники школы №2 демонстрировали десять экземпляров выпускных платьев, каждый из которых отличался своим орнаментом и особым применением «сновочных мотивов».

Творчество и выдумка крестецких мастериц привлекли внимание новгородского композитора В.А. Никитина. Он побывал на «Крестецкой строчке», побеседовал с работницами, посмотрел десятки замечательных белоснежных вещей. Старинный промысел, мастериц волшебных узоров он воспел в песне «Крестецкие узоры» (слова П.И. Сукнова).

Строчевые изделия вдохновили и участников ансамбля «Садко» на создание композиции «Крестецкие узоры».

Коллектив фабрики бережно хранит традиции старинного народного промысла, и хочется верить, что они будут жить ещё долгое время.

]]>]]>