Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Их руками создавались чудо - кружева

***
]]>]]>

Старинный народный художественный промысел - Крестецкая строчка - принёс району заслуженную славу. Строчка стала украшением промышленности района. Изделие с этой маркой знали и знают и в нашей стране и за её пределами. К 1905 году промыслом занималось 890 человек. В 1925 году строчильщиц стало уже 2500.

]]>]]> ("Сани - лебеди" Работа до 1914 г. техника - мелкая сетка)

В музее Крестецкой строчки хранятся образцы творчества мастериц и дореволюционной поры. Среди них - коврик знаменитой старорахинской строчильщицы А.О. Тихановой, изготовленный ею ещё в восьмилетнем возрасте. А когда ей было тринадцать лет, она чудесно изобразила на салфетке лихую русскую тройку. Ещё в 1911 году творениями крестецких строчильщиц любовались посетители выставок в Италии, в Бухаресте, Порт-Саиде. Потом пришёл триумф на международных выставках в Нью-Йорке, Монреале, Брюсселе, Осаке.

Какие нужны были художественная зоркость, зрелость, чтобы подметить и передать на холсте красоту звёздчатых снежинок, затейливый морозный узор на оконце, запорошенные стройные ели в таинственном холодном свете месяца.

Русская природа, русский крестьянский быт: скатерть на сосновом столе, потрескивание дров в огромной печи и вьюжный ветер, бросающий в окна колючий снег, накатанная санная дорога среди спящих полей- без всего этого не родилась бы крестецкая вышивка. Недаром говорят в народе: «Красота в природе рождается и руками сотворяется». Попытку наладить в дореволюционный период строчевой промысел связаны с именами членов Новгородского общества любителей древности А.А. Булатова и А.П. Рыкачёвой. Под их руководством на основе традиционной технологии разрабатывались новые орнаменты, устраивались художественные выставки в Крестцах, Петербурге и за границей. По инициативе А.А. Булатова строчильщицам стали давать образцы для исполнения в новой тогда для них технике- «сновочные» рисунки из плотных, чеканных розеток, образуемых густыми переплетениями нитей. К концу ХIХ века крестецкие мастерицы освоили строчевую вышивку кружевного типа с геометрическим узором -«гипюр», отличающийся от обычной строчки большей ажурностью и разнообразием орнамента, а в начале ХХ века- «вологодское стекло»- приём вышивания, выполняемый на квадратах, вырезанных в ткани. Строчевым промыслом в местах его исконного распространения занимались целыми семьями, не были исключением и мужчины.            

В начале 1929 года в пос. Крестцы было создано снабженческо-сбытовое кооперативное товарищество «Художественная строчка». Проявлялась большая забота о подготовке мастеров. На специальных курсах готовили сельских инструкторов, которые затем направлялись в деревни обучать людей строчевому делу.

]]>]]> (Изделия 30-х годов)

В начале 30-х годов кустарки-строчильщицы работали на дому. В избах- теснота, малые дети. Керосина и ламповых стёкол не хватало- их негде было купить. Выходило немало бракованных вещей, и план выполнялся с большим трудом. В деревнях и сёлах среди населения была развёрнута разъяснительная работа. В крестьянских домах подбирали помещения, устанавливали в них пялы и мастерицы получали возможность трудиться в хороших условиях. Заведовали такими мастерскими лучшие строчильщицы. Они отвечали за качество вышивок, заботились о своевременном получении полотна для работы, отправке готовых изделий.        

В селе Старое Рахино строчевым промыслом занимались почти все женщины. Матрёничева Пелагея Абрамовна участвовала в организации строчевых цехов в Рахине. Заведовала этими цехами Прасковья Петровна Земскова. За границу возила готовый товар Прасковья Лёвина. Из старейших работниц «строчки» можно назвать Антонину Фёдоровну Калбусову, Евдокию Тимофеевну Капустину, Анну Петровну Клочкову. Кроме этого, в одной из строчевых мастерских села, были объединены и мужчины, в совершенстве владевшие искусством строчки. Возглавлял её крестьянин Алексей Иванович Сухов - автор и исполнитель высокохудожественных рисунков на холсте. В 1936 году в Крестцах на берегу реки Холова был построен первый производственный корпус - двухэтажное деревянное здание. Все узоры по-прежнему строчили вручную на дому или в небольших мастерских, а части изделия сшивали уже в цехе на машинках. В предвоенные годы лучшие мастерицы принимали участие в создании тематических панно, прославлявших достижения Советской власти.

]]>]]>Одно из них - «Москва-порт пяти морей» - с изображением Мавзолея, контурами Кремля в лучах пшеничных колосьев. На всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году экспонировалась скатерть «Созвездие» с узором, изображающим 11 звёзд - по числу республик, входивших тогда в состав СССР.            
Но грянула Великая Отечественная война. Фронт лавиной катился по новгородской земле. Были закрыты строчевые мастерские: мужчины ушли на фронт, женщины были заняты на окопных работах, убирали урожай, валили лес. Но уже с января 1942 года возобновили работу несколько строчевых артелей. В 1943 году изделия выпускали уже шесть артелей. Начала работать экспериментальная мастерская. Несмотря на трудности военного времени, массовая продукция выпускалась добротной, красивой. Строчили скатерти, женские платья, русские и украинские мужские рубашки, детское бельё, блузки, наволочки, накидки и многое другое.            
В Крестецком районе, где мастерство строчильщиц передавалось из поколения в поколение, дочерей уже с 7-8 лет матери приучали делать несложную вышивку, например мерёжку «колышек». Поэтому нередко девочки в 13-15 лет становились квалифицированными мастерицами. Учились тогда быстро: всего за три месяца постигали искусство строчевой вышивки и уже могли выполнять нормы.
В деревне Мокрый Остров строчевой мастерской заведовала в военную пору солдатская вдова Елена Андреевна Алёшина. Вместе с ней трудилась Анна Семёновна Лашкова, Мария Васильевна Борисова, Ефросинья Петровна Смородина. Трудились дружно. Старые мастерицы между делом учили девочек. По 13-15 лет было Е. Раковой, А.Щербаковой, М. Шагиной, но каждая из них, пройдя ускоренное обучение выполняла нормы. К концу войны в десяти строчевых и одной швейно-прачечной артелях трудилось около 1500 мастериц. В 1945 году было выпущено изделий на шесть миллионов рублей.          
Послевоенный период- время расцвета творчества таких мастериц, как Н.М. Жигунова, А.О. Тиханова. Александре Осиповне Тихановой принадлежит большая заслуга в восстановлении прерванного войной строчевого промысла. В те годы были созданы сюжетные панно: «Орден Победы», «Орден Суворова», «16 республик».            
В селе Старое Рахино в послевоенные годы почти все женщины работали в строчевой артели, а мужчины в колхозе. Было 35 цеховых работниц (в основном молодёжь) и 50 надомниц. Цеха представляли собой простые избы, где работницы на пяльцах вручную изготовляли строчевые изделия: постельное бельё, сорочки, много шёлковых и крепдешиновых блузок. Большая часть продукции отправлялась на экспорт.           
]]>]]> В конце 50-х годов фабрика «Крестецкая строчка» развивалась как специализированное предприятие по выпуску строчевых изделий. Первым её директором стала Екатерина Фёдоровна Баланина.
Трудовой путь её начался в мастерской за пялами с 13-летнего возраста. После войны Е.Ф. Баланина стала мастером строчевого участка, затем руководила Крестецкой строчевой профтехшколой. Многие её ученицы стали замечательными мастерицами. С именем Баланиной связаны годы становления предприятия - послевоенное развитие промысла проходило в условиях острых нехваток в материально-техническом обеспечении. Много сил приложила Е.Ф. Баланина для развития машинной строчки. Энергичная, волевая, она сумела мобилизовать коллектив на решение такой трудной задачи, как расширение производственных площадей фабрики.
Энтузиастом развития строчевого дела на фабричной основе была и Елена Васильевна Пашенцева. Прекрасный организатор, она долгое время возглавляла экспериментальную мастерскую, руководила отделом технического контроля фабрики, щедро передавала свой огромный опыт молодым работницам.
С 1945 года в течении 25 лет начальником планового отдела фабрики был Иван Иванович Фонов. Прекрасно зная строчевое производство, его планирование, И.И.Фонов всегда искал резервы снижения затрат на производство продукции, улучшения экономических показателей деятельности предприятия, учил молодёжь бережно относиться к промыслу, к профессии вышивальщицы. Иван Иванович Фонов обосновал необходимость частичной замены ручного труда путём освоения машинного способа строчки без ущерба качеству вышивки, помогал внедрению этого новшества. Экспериментальной мастерской фабрики много лет руководила главный художник РСФСР Ираида Харитоновна Фёдорова.
При фабрике действовала школа народного творчества. Слушательницами школы были и молодые работницы, и ветераны производства.
 
]]>]]>Руководила ею ведущий художник Альбина Ивановна Кислина, выпускница Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина. Одна из первых работ А.И. Кислиной - полотенце, украшенное прекрасной композицией «Ансамбль «Берёзка». За эту работу, представлявшуюся на ВДНХ СССР А.И. Кислина была награждена бронзовой медалью.
Почти ежегодно Альбина Ивановна была участницей ВДНХ, имеет немало грамот, дипломов. У неё свой почерк, своя манера художника. «Крестецкая строчка»- это особое предприятие.

]]>]]> (Автор работы А.И.Кислина)

Здесь каждый- немного художник в душе. Недаром лучшие строчильщицы имеют звание мастера- художника первого класса. А самым талантливым - К.М. Морозовой, З.П. Софроновой, М.П. Даниловой, В.В. Гавриловой, В.П. Кулёвой, А.П. Столбнёвой - присвоено звание мастера- художника высшего класса.
 
]]>]]> С раннего детства вошла крестецкая строчка в жизнь Веры Петровны Кулёвой. От матери переняла она художественную зоркость и умение дарить красоту людям. После окончания семилетней школы Вера Петровна училась в Крестецкой профтехшколе у прославленных мастеров промысла таких, как К.М. Морозова, Е.П. Брункова. В восемнадцать лет сама стал мастером- вышивальщицей. Дипломная работа Веры Петровны - салфетка на маркизете, представленная на ВДНХ СССР, была отмечена бронзовой медалью. Позже она перешла в цех машинной строчки. По эскизу Кулёвой было выполнено полотенце «Урожайное». На одной из республиканских выставок массовых видов художественных изделий декоративно-прикладного искусства РСФСР экспонировалось выстроченное ею на машинке другое полотенце. Вера Петровна была и автором этой прекрасной вещи. В фабричном конкурсе на лучший рисунок ей присудили классное место за дорожку - настольник. Эта работа заняла достойное место среди экспонатов выставки, организованной на ВДНХ СССР. Вера Петровна являлась общественным контролёром по качеству в цехе, членом фабричной группы народного контроля.

]]>]]> (Декоративная дорожка. Фрагмент. В.П.Автор Кулёва)

На протяжении ряда лет Вера Петровна была редактором цеховой стенной газеты «Мастерица». В ней нередко публиковались и её собственные стихи.
«Мне кажется, из ниточки простой,
Как в сказке, оживает вся природа...»
Это строки одного из стихотворений В.П. Кулёвой. Вера Петровна была и участницей фабричного народного хора.
 
]]>]]> Данилова Мария Павловна пришла работать на фабрику «Крестецкая строчка» в 1954 году. Именно тогда на фабрике началось освоение машинной строчки. Марии Павловне как одной из лучших строчильщиц начальник планового отдела предложил выстрочить на машинке наволочку. И если у неё это получится, то начнут внедрение машинной строчки в производство. В 1956-57 годах Мария Павловна была преподавателем в профтехшколе, которая располагалась по адресу: ул. Московская,19. В этой школе обучались строчевому ремеслу. Было два класса по 10 человек ручной вышивки и два класса машинной вышивки. Ручной вышивке обучали Морозова Клавдия Михайловна и Богданова Анна Александровна. А машинную строчку вместе с Марией Павловной преподавала Иванова Зоя Ивановна. В 1957 году Мария Павловна обучалась на курсах усовершенствования в г. Торжке, а позднее на курсах повышения квалификации в г. Москва при художественном институте по народным промыслам. В 1957 году Мария Павловна вновь вернулась на фабрику в цех машинной строчки, работала сменным мастером. Позднее главный художник фабрики Фёдорова Ираида Харитоновна предложила Марии Павловне перейти на работу в экспериментальную лабораторию. Здесь Мария Павловна принимала участие в разработке новых рисунков. Также Мария Павловна строчила изделия и по её времени устанавливали нормы выработки для работниц фабрики. В 1973 году Марии Павловне было присвоено звание «Мастер- художник первого класса», а в 1978 году - звание «Мастер- художник высшего класса». Имя Марии Павловны было занесено на областную доску почёта. Стаж работы на фабрике составляет 34 года. За свою трудовую деятельность она награждена различными дипломами, грамотами, значком «Отличник социалистического соревнования», медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
            Есаулова Ольга Фёдоровна.
Пришла на фабрику в начале 1970-х годов. Являлась лауреатом выставки технического творчества молодёжи, проходившей на ВДНХ СССР в 1974 году; обладательницей бронзовой медали за эскиз полотенца «Хоровод». В настоящее время это изделие - экспонат музея фабрики. Ольга Фёдоровна выполняла машинную вышивку на изделиях, подготовленных к аттестации на государственный Знак качества. Это уголок детской простынки, пододеяльник. Панно «Свадьба», выполненное по эскизу Есауловой, в 1977 году представлялось на ВДНХ СССР.
            Алексеева Любовь Васильевна.
Родилась в Крестцах, закончила 10 классов ср. шк. №1. После окончания школы в 1956 году, пошла работать на фабрику «Крестецкая строчка». Работала в цехе машинной вышивки. В 1958 году Любовь Васильевна поступила на учёбу в Ленинградский техникум лёгкой промышленности по специальности швейное производство. В 1961 году она окончила техникум и вернулась на фабрику в должности художника- модельера, стала работать в экспериментальной мастерской. В 1965 году Любовь Васильевна была назначена главным инженером фабрики. Она занималась организацией производства, внедрением новых технологий, принимала участие в разработке новых рисунков, освоении новых машин, спецоборудования как в раскрое, так и в вышивке. Любовь Васильевна занималась также освоением новых тканей, новых моделей, реорганизацией цехов: расстановка оборудования по технологии производства, организация бригад. В 1975 году Любовь Васильевна была назначена на должность технолога, а в 1978 году- старшего технолога. В её обязанности входила организация технологического процесса от раскроя до ОТК. Любовь Васильевна проработала на фабрике до 1994 года. Общий стаж работы у неё составляет 38 лет. Она имеет звание ветеран производства, ветеран труда. Также ей присвоено звание «Лучшая по профессии за личный творческий план за II кв. 1985 г.». В 1986 году Любовь Васильевна была награждена почётной грамотой РК КПСС за высокие показатели в социалистическом соревновании и в связи с Днём лёгкой промышленности. Неоднократно Любовь Васильевна представляла изделия крестецких мастериц в Москве на ВДНХ. Также ездила обмениваться опытом в другие города, где находились предприятия, родственные фабрике «Крестецкая строчка».
            Москалёва Вера Алексеевна.
Работает на фабрике с 1979 года. У неё окончено строительное училище в г. Новгород по специальности штукатур. Проработав в Новгороде 1 год она вернулась на родину в дер. Усть-Волма. А затем переехала в Крестцы и устроилась работать на фабрику. Работала она в цехе машинной строчки в бригаде блузочниц. Наставником её была Кабанова Валентина Афанасьевна.
]]>]]> Галдина (Морозова) Любовь Михайловна.
Пришла работать на фабрику в 1964 году 16-летней девушкой сразу же после окончания 8 классов школы. Работала в цехе машинной вышивки. Наставником Любовь Михайловны была Хельма Моисеевна Афанасьева. Любовь Михайловна участвовала в конкурсах «Лучший по профессии». За изделие, выполненное для конкурса «Мастер золотые руки» ей было присвоено звание мастер-художник высшего класса. За высокие показатели в труде Любовь Михайловна награждена орденом «Знак Почёта», орденом Трудового Красного знамени. Любовь Михайловна долгие годы являлась наставником молодых строчильщиц. В 1986 году она в составе Крестецкой делегации принимала участие в работе ХХVII съезда партии. Общий стаж работы на фабрике у Любовь Михайловны -40 лет. Она имеет звание «Ветеран труда».
 
           ]]>]]>Софронова Зоя Петровна.
Родилась 15 февраля 1931 года в дер. Мокрый Остров. Ей, как и многим детям военной поры, рано пришлось познать труд. Отец- фронтовик погиб в 1942 году, а матери пришлось поднимать четверых детей. Уже в 12 лет Зоя была принята на работу строчильщицей артели «Художественная строчка», а позже в артель «Крестецкая строчка». 51 год отработала З.П. Софронова на ]]>]]>фабрике и все эти годы создавала удивительные по красоте белоснежные узоры. Её прекрасные панно экспонировались в музеях Москвы, на ВДНХ и за границей.
Скатерть, выполненная Зоей Петровной, была в последствии подарена испанскому королю.За многолетний труд Зоя Петровна награждена орденом «Дружбы народов», медалями «За трудовое отличие»,»Ветеран труда», почётным знаком Всероссийской организации ветеранов, многочисленными Почётными грамотами. Талантливая во всём, З.П. Софронова 28 лет пела в хоре фабрики «Крестецкая строчка» и была его неизменным старостой, а последние 11 лет входила в состав районного хора ветеранов.
            Короткова Валентина Алексеевна.
Работает на фабрике с 1982 года в цехе машинной строчки. Наставницей её во время обучения была Афанасьева Х.М. Валентина Алексеевна работала в бригаде блузочниц, осваивала новые образцы изделий. Валентина Алексеевна постоянно принимала участие в конкурсах «Лучший молодой рабочий», конкурсах профессионального мастерства.
            Моравина Пелагея Дмитриевна.
Начала работать на фабрике в 1977 году в цехе машинной вышивки. Обучение проходила у Афанасьевой Х.М. Пелагея Дмитриевна принимала участие в конкурсах профессионального мастерства, проводимых на фабрике, в ежегодных конкурсах на новые образ цы художественных изделий. За творческий подход к выполнению своих изделий Пелагея Дмитриевна награждалась различными Почётными грамотами и дипломами. На фабрике она отработала почти 30 лет, и работа своя ей очень нравиться.
            Иванова Елена Алексеевна.
Начала работать сразу же после окончания 8 классов школы в цехе машинной вышивки. Принимала участие в конкурсе «Молодые дарования» в гор. Новгород. За свою работу -панно «церковь» её было присуждено 1 место. Также она участвовала в конкурсах профессионального мастерства. Проводимых на фабрике. За свой труд она награждена различными грамотами.
            Корчёмкина Галина Николаевна.
Пришла работать на фабрику «Крестецкая строчка» после окончания школы в цех машинной вышивки. Обучение она проходила у Даниловой Марии Павловны. Галина Николаевна постоянно принимала участие в конкурсах профессионального мастерства, проводимых на фабрике. Она сама разрабатывала рисунки и строчила их. Галина Николаевна награждена различными грамотами, дипломами на уровне фабрики, района и области. Она принимала участие в выполнении строчки платья для певицы Эдиты Пьехи. На фабрике Галина Николаевна отработала 35 лет. Она имеет звание «Ветеран труда».
 

]]>]]> (Клавдия Михайловна Морозова, Любовь Михайловна Морозова, Столбнёва Анастасия Петровна)

Морозова Клавдия Михайловна.
Обучалась в профтехшколе в Крестцах, где обучали строчевому ремеслу. После окончания школы пришла работать на фабрику. Она работала в экспериментальной мастерской, сама разрабатывала рисунки и выстрачивала их вручную. Многие работы, выполненные Клавдией Михайловной, представляли «Крестецкую строчку» на различных выставках. До сих пор её изделия находятся в музее фабрики.

]]>]]> ("Русская зима" автор Морозова К. М.)

На выполнение одного изделия у Клавдии Михайловны иногда уходило до полугода. На фабрике Клавдия Михайловна отработала более 40 лет. Но и после выхода на пенсию она продолжала трудиться на дому. Клавдия Михайловна являлась постоянным наставником молодых работниц. За свой многолетний добросовестный труд она награждена различными орденами и медалями , имеет звание «Ветеран труда», серебряную и бронзовую медали ВДНХ СССР. Ей первой на фабрике присвоено звание «Мастер- художник высшего класса».
 
 ]]>]]>  Егорова Татьяна Александровна.
Пришла работать на фабрику после окончания 8-ми классов школы в цех машинной строчки. Обучалась строчевому делу у Афанасьевой Х.М. Отработала на фабрике Татьяна Александровна 34 года. Была постоянной участницей конкурсов «Лучший молодой рабочий», конкурсов профессионального мастерства.  Вместе с другими работницами фабрики она выстрачивала платья, короны для участниц конкурса «Мисс России». Так же Татьяна Александровна строчила скатерти с гербом России. За долголетний, добросовестный труд на фабрике она удостоена звания «Ветеран труда».
 
Потёмина Нина Николаевна.
Родилась в п. Крестцы в 1938 году. В 1956 году пришла на работу на фабрику «Крестецкая строчка» в цех маркировки. Здесь работницы вручную писали этикетки на каждое изделие. Также по два часа в день она работала в библиотеке, которая действовала при фабрике. Затем Нина Николаевна работала в цехе ручной вышивки. Изделия строчили при свете керосиновых ламп. Через некоторое время директор фабрики Пашенцева Е.В. предложила Нине Николаевне перейти на работу в цех машинной строчки. Обучение новым методам работы проходило прямо на рабочем месте. Наставницей была  Афанасьева Х.М. работа была организована в 2 смены, а одно время даже и в три. До 1969 года Нина Николаевна работала в цехе машинной строчки. А затем перешла в цех ОТК, но проработав там 1,5 года опять перешла в цех машинной строчки. В 1979 году Нина Николаевна участвовала в первом внутрифабричном конкурсе «Мастер- золотые руки», заняла первое место и была награждена грамотой. На этот конкурс она выполняла салфетку на время и на качество. Также Нина Николаевна принимала участие в выполнении изделий на различные конкурсы. На фабрике она проработала, уже будучи на пенсии до 1993года.