В деревне Холова, Крестецкого района, с давних времен один раз в году совершается одно весьма примечательное событие:-- Крестный ход на источник Параскевы-Пятницы. Праздничное служение мученице Параскеве Пятнице начинается по установленному правилу в последнюю пятницу перед праздником Пророка Илии (2-го августа), именно в этот день в 18-м веке было явление иконы Параскевы Пятницы в деревне Холова Крестецкого уезда, затем она шла по воздуху более 3-х км и остановилась с лесу, на том месте где остановилась икона забил источник. Здесь, в деревне Холова, мы и начинаем рано утром службу в деревенской часовне, построенной на месте сгоревшей церкви Петра и Павла.
Крестный Ход
Деревня Холова Крестецкого уезда находится в 15 км в стороне от главной трассы Петербург-Москва церкви, но желающих придти на крестный ход до источника это не смущает. Люди приезжают из разных городов, поселков, на автобусах, машинах, пешком из соседних деревень.
Для богослужения из Крестцов заранее приезжают священник о. Анатолий, клир и хор Свято-Троицкой церкви. Пока идет приготовление к службе, читается акафист святой мученице Параскеве.
В 8 часов утра в самой часовне служится Литургия, все паломники стоят снаружи, т.к. часовня мала. После Литургии исповедь и причастие только для недужных и детей, т.к. из-за большого числа людей всех невозможно исповедать и причастить.
После завершения Литургии начинаем Крестный Ход на источник. Наставница детской воскресной школы бойкая Ирина распределяет почетные обязанности кому нести хоругви, крест, евангелие, иконы, организует построение; и начинаем шествие... (Раньше, до 90-х годов когда был запрет на проведение крестного хода, и не было священника в Крестцах, фактически управляла богослужением и крестным ходом блаженная подвижница Мария, постоянно проживающая в Кронштадте. Она имела домик в соседней деревне Ольховка, и каждый год молитвами Иоанна Кронштадтского организовывала молебен крестный ход на источник. Каждый раз наезжала милиция, пыталась остановить шествие, разгоняла, отнимала иконы; но народа всегда было столько много, что в целом не могла ничего изменить. Сейчас наша Мария- агница Божия, совсем престарелая и не в состоянии приехать на праздник.)
Итак, шествие начинаем сначала вокруг часовни, и затем по деревенской улице с пением выходим на дорогу через широкое поле к сосновому бору. Дети и школьники забегая далеко впереди Крестного Хода, рвут полевые цветы и бросают их на дорогу, устилая ее разноцветным ковром.
Подходим к сосновому бору останавливаемся: необходимо подождать сильно отставших. Задержка происходит оттого, что все стараются пройти, т.е. поднырнуть, под иконой мученицы Параскевы, которую несут на особых носилках. Затем идем дальше по сосновому бору, некоторые женщины собирают в бору недалеко от дороги особую целебную травку, мягкую с очень мелкими и нежными листочками.
У одной большой сосны останавливаемся, где по преданию икона остановилась на какое-то время. Поем тропари, Верую, Отче наш... Двигаемся дальше к источнику.
Недалеко от источника вдоль дороги и на обочине стоит много автобусов, легковых автомобилей и просто людей, не участвующих в Крестном Ходе.
Подходим к источнику, сворачиваем налево к часовне Мученицы Параскевы. У часовни продолжаем пение акафиста Параскеве, и затем продолжая шествие спускаемся к источнику. Там у воды уже множество народа, располагаемся над источником и начинаем водосвятный молебен: "Миром Господу помолимся..." Многие, видимо от избытка радости, стоят уже в самой воде с банками и прочими сосудами. Уговариваем их выйти из воды.
В конце молебна троекратное "Спаси Господи люди Твоя..." с погружением креста. После чего священник благословляет и кропит всех водой. Все, как обычно, с радостным шумом и неразберихой черпают живительную воду. Большинство из паломников выбирают место где можно искупаться в воде этого источника. Именно в этот день вода источника обладает исключительно целебной и живительной силой.
Для всех верующих исцеляющая благодать святой воды источника настолько действенна и ощутима, что большинство из них приезжают на источник не только в праздник, но и во всякое удобное время чтобы зайти в часовню, оставить там записку с именами на молебен, поставить свечку, положить деньги в жертвенную кружку и затем спуститься к источнику и зачерпнуть святой воды в приготовленный сосуд.
Большое количество паломников, приезжающих на источник свидетельствует о том, что все они в большей или меньшей степени получают исцеляющую благодать от источника, благодать необходимую каждому христианину в его трудной современной жизни.
по материалам http://www.novgorod.net/~lukar/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии