Письма военной поры. Слегка наивные, но такие тёплые, проникнутые любовью к близким, верой в победу, мечтами о мирной жизни. Читая их, испытываешь огромную ответственность перед нынешней судьбой страны, собственной жизнью. Иначе зачем всё это было, зачем отцы и деды проливали кровь, верили в светлое будущее...
Мы сегодня не имеем права подвести их светлые души, светлую веру. Нельзя предавать великие подвиги, и сегодня правнуки продолжают их дело. Как бы ни кликушествовали враги, мы снова встали грудью на защиту мира от насилия и мракобесия. А это значит — всё тогда было не зря.
Семья Василия Николаевича и Натальи Андреевны Огурцовых в далёкие сороковые проживала в Ямской Слободе на улице Усть-Волмской. Родители проводили на фронт троих сыновей: в 1941 году ушёл воевать старший Дмитрий, в 1943‑м один за другим отправились защищать Отечество Алексей и Владимир. Потянулись долгие дни ожидания, которые скрашивали только письма сыновей.
Вот что 2 февраля 1945 года в письме к родной сестре Александре Васильевне писал 23‑летний боец Красной армии, связист Алексей Васильевич Огурцов, воевавший на Северо-Западном фронте:
«Здравствуй, Шура. Шлю я тебе свой сердечный привет и массу наилучших пожеланий в твоей работе. Опишу о себе. Живу я хорошо, ожидаю ещё лучше, пока жив и здоров. И тебе того желаю.
Погода тёплая, только бывают сильные ветры, для нас это ничего не стоит, так что мы уже привыкли к этим ветрам.
Шура, передай маме, пусть она не беспокоится очень обо мне, так что у меня пока всё в порядке, пусть бережёт своё здоровье для нашей встречи.
Шура, я знаю, что вам трудно, ну это всё переживём, теперь осталось не то, что было раньше. Теперь мы видим, что в скором будущем будет победа над немецким бандитом. Тогда с победой вернёмся домой и будем жить-поживать да добра наживать.
Передай маме, и всем родным и знакомым, и всем девочкам и мальчикам. Шура, я вам посылаю в этом письме свою фотокарточку, так что посмотрите, какой я стал в настоящее время и как изменился за 4 года.
Пока до свидания, остаюсь жив и здоров и вам того желаю, много раз вас целую.
Пиши ответ, жду ответа, как соловей лета».
Мечтам сержанта Огурцова было суждено сбыться — он вернулся с войны, трудился рабочим в заготконторе. Скончался 1 июня 1997 года в возрасте 75 лет, оставив после себя добрую память и уважение земляков.
А вот совсем коротенькое письмо домой его брата Владимира, артиллериста, воевавшего на Ленинградском фронте, написанное мелким убористым почерком на почтовой карточке 26 марта 1944 года:
«Добрый день, весёлый час, пишу письмо и жду от вас. Здравствуйте, дорогие родные — мать, сестра Шура и Толик. Шлю я вам свой красноармейский привет и массу наилучших пожеланий в вашей домашней жизни, а главное, быть здоровыми. В первых строках моего письма я сообщаю, что письмо ваше получил и перевод получил, за что благодарю. Но денег не посылайте мне, я ни в чём не нуждаюсь. Живу хорошо, обо мне не беспокойтесь. Передавайте привет всем родным и знакомым, Лукиным и Огурцовым, и всем соседям.
До свидания, остаюсь жив и здоров, Владимир.
Расцелуйте Толика за меня много-много раз...».
Владимир Васильевич был награждён орденом Отечественной войны 2‑й степени, медалью «За победу над Германией». После войны он тоже прожил достаточно долгую, насыщенную жизнь, работал в Крестецком леспромхозе.
Дмитрий Огурцов, 4 июля 1944 года:
«Здравствуйте, дорогие родные, сестра Шура и племяш Толя. Шлю я вам свой привет и желаю наилучших успехов в вашей жизни.
Шура, телеграмму получил, за что благодарю. Шура, пишите, как у мамы здоровье, как растёт Толя. Жив буду, приеду посмотреть. Береги его, а то мужиков стало мало. Шура, опиши насчёт братишки. Я ему писал, но ответа не получал. На одном месте мало бываю пока, и вижу — госпиталь, война, опять госпиталь, и снова война... Хотя я уже привык, на фронте для меня лучше, чем в госпитале. Закалился, как сталь. Сначала пули, осколки отскакивали, а сейчас уже мины не берут. Скоро, наверное, тяжёлые снаряды будут отлетать, как пробки.
Шура, передавай привет от меня Огурцовым и Лукиным. Что Огурцов Митя ещё жив, чего и всем желаю. До свидания, жду ответа».
Дмитрий Огурцов после войны прожил всего пять лет и скончался от многочисленных ранений, полученных на полях сражений. Как видно, не все пули и осколки минули бравого оптимиста Митю. В 1950 году его не стало.
История семьи Огурцовых — довольна интересная, глубинными корнями связана с Крестецким краем. Александра в годы войны познакомилась с бойцом, обслуживавшим самолёты на Крестецком аэродроме. Между ними возникло большое чувство, и после войны Пётр Васильевич Губанов вернулся в Крестцы, чтобы жениться на своей Шурочке. Они прожили долгую счастливую жизнь, воспитали шестерых детей. Об этом мы тоже расскажем на страницах газеты.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии