Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Кто-то теряет, а кто-то находит

]]>]]>

В последние два года особую озабоченность сотрудников органов внутренних дел России вызывают преступления, совершаемые с использованием различных информационных технологий. Отмечается, что число кибермошенничеств возросло более чем на 50 процентов.

Мы встретились с исполняющим обязанности начальника ОМВД России по Крестецкому району майором полиции Бейреком АББАСОВЫМ и попросили его рассказать, как складывается ситуация в нашем районе.

— Действительно, в последние годы наибольшую актуальность приобретают способы мошенничества с использованием телефонной сети, сети Интернет, в частности таких площадок, как Авито, на которых размещаются объявления о продаже и покупке какого-либо имущества граждан. Чаще, на- пример, стали фиксироваться преступления, связанные с использованием банковских карт и мобильных телефонов.

Если брать Новгородскую область, то года 2–3 назад дистанционных хищений насчитывалось где-то 15–20 процентов от других преступлений. Сей- час процент этих преступлений среди прочих достигает почти половины. То есть отмечается рост, и рост более чем значительный. К тому же ущерб от данных преступлений намного больше, чем, например, от рядовых краж.

— С какими способами IT-преступлений пришлось столкнуться кому-то из жителей нашего района?

— Наиболее распространённый способ, пожалуй, — с использованием сотовой связи. Я думаю, что многим на мобильные телефоны поступали звонки с номеров 495 и 499. Сразу обозначу свою позицию: я советую гражданам вообще не отвечать на звонки с незнакомых московских номеров и вообще  с незнакомых номеров. Однако если одни при этом поступают очень разумно и не берут трубку, увидев незнакомый номер, то другие, к большому сожалению, вступают с позвонившими в контакт. К чему это приводит, догадаться не трудно.

Нередко людям поступают звонки от лжесотрудников Сбербанка, «Тинькофф банка», «Альфа-банка», банка «ВТБ» и других. Так, жителю посёлка позвонили и сообщили, что с его банковских счетов (а у него были счета в нескольких банках) кто-то пытается снять деньги, предложили перевести средства на другой, «безопасный» счёт. Мужчина приехал в Сбербанк, зашёл в банкомат, снял все деньги (порядка 500 тысяч рублей) и перевёл их на предложенный мошенниками счёт.

К сожалению, услышав или прочитав СМС-сообщение о посягательстве на их личную собственность, доверчивые граждане откликаются на предложение мошенников и следуют их указаниям: переводят средства со своего счёта на другой, сообщают пин-код своей карты или код безопасности, тем самым создавая мошенникам возможность совершить преступные действия.

Следует отметить и то, что мошенники обладают данными тех граждан, которым звонят, называют номера их счетов. К тому же они обладают так называемым искусством убеждения, умеют расположить к себе. Вот почему, повторюсь, на незнакомые телефонные номера и со- мнительные СМС-сообщения лучше не отвечать вообще.

Если всё-таки поступившая информация вызвала у вас беспокойство, лучше обратиться в банк и уточнить, насколько она достоверна. Именно в банк, так как мошенники нередко обладают изощрённой фантазией. Так, житель посёлка ответил звонившим, что он им не верит и деньги на другой счёт переводить не будет. Тогда его якобы переключили на «службу безопасности банка», «сотрудник» которой подтвердил факт попытки снятия средств с его счёта.

— Бейрек Атакишиевич, в начале разговора вы обозначили способ мошенничества через торговые площадки Авито. В чём он заключается?

— Например, человек выставляет объявление о продаже или покупке какой-либо вещи, на него откликается покупатель или продавец и предлагает свои условия. Скажем, перечислить за приобретаемую вещь часть денежных средств авансом или все средства вперёд. Покупатель на это идёт и остаётся без денег и без покупки.

Другая ситуация, которая, кстати, произошла с жительницей нашего посёлка. Она разместила на Авито объявление о продаже шубы. На это объявление откликнулась женщина, желающая приобрести для себя обнову, и предложила продавцу сделать это через услугу «Авито Доставка». Затем она выслала жительнице рай- центра ссылку через WhatsApp, та перешла по ней и… потеряла деньги, которые ушли с её карты, а не поступили на неё, как ожидалось. То есть ни по каким ссылкам переходить не следует.

По-прежнему регистрируются также телефонные звонки родственникам о том, что их близкий человек, например, оказался виновником ДТП, находится в полиции. Чтобы решить проблему, не- обходимо перечислить на карту (называют номер) определённую сумму. Увы, кто-то мошенникам верит. Здесь можно посоветовать только одно — не перечисляйте деньги, позвоните сыну, дочери, узнайте, действительно ли они попали в беду. Не ответили сразу — подождите, перезвоните позднее. Вас должно насторожить уже то, что звонит якобы сотрудник полиции, чего не может быть.

— А какова статистика киберпреступлений?

— За девять месяцев текущего года в районе зарегистрировано 15 подобных преступлений. Это те, по которым в отдел поступили заявления.

Скрывать не буду, киберпреступления раскрываются очень сложно, потому что цепочки, по которым приходится работать в расследовании данных уголовных дел в течение нескольких месяцев, приводят в другие города и регионы.

Проще было установить человека, который нашёл в Летнем саду так называемую бесконтактную карту, потерянную жителем райцентра и воспользовался ею в магазинах, оплачивая совершаемые покупки. При этом сумел израсходовать порядка 3000 рублей. То есть потерянную карту сразу следует заблокировать, дабы ею не воспользовался кто-то из так называемых новых владельцев.

— Как известно, случаи мошенничества имеют место и в нашей повседневной реальной жизни...

— Да, конечно, и тут нам снова приходится призывать население к бдительности. Так, с месяц назад в районном Доме культуры проводилась презентация  массажного оборудования (к сожалению, нам об этом не сообщили), в ходе которого был организован розыгрыш по выдаваемым входным бесплатным билетам. Выиграть можно было одеяло или плед, подушку, видео-регистратор. К кому-то фортуна была благосклонна. Но, прежде чем получить выигрыш, человеку необходимо было подписать определённый документ. Всё вроде бы законно, если бы не одно но. Две жительницы посёлка, расписываясь за выигрыш, не глядя, подписали и кредитный договор на сумму 130 тысяч рублей. По данным фактам в настоящее время проводится проверка.

По-прежнему приходится сталкиваться с мошенниками, посещающими граждан на дому. Так, в текущем году к жительнице Ямской Слободы заглянула женщина, назвавшаяся медицинским  работником. А пришла она осмотреть больную, сделать ей массаж. Предложив хозяйке лечь на кровать и повернуться на бок, отвернувшись к стенке, мошенница стала проводить поглаживающие по спине и руке манипуляции. В это время её подельница, войдя в дом, нашла и похитила у доверчивой пенсионерки 50 тысяч рублей.

— Исходя из сказанного, что можете посоветовать нашим жителям?

— Прежде всего — быть бдительными. Повторюсь, не отвечайте на незнакомые телефонные звонки и сомнительные СМС-сообщения. Не переводите средства со своих банковских карт или банковских счетов на другие, не уточнив предварительно поступившую вам по телефону информацию в банке. Перезванивайте близким и уточняйте, действительно ли они попали в беду и им требуется ваша помощь. Не переходите по каким-либо ссылкам при продаже имущества через площадку Авито и др. Посещая какие-либо мероприятия, не подписывайте никакие документы. А если уж подписываете, то прочитайте их внимательно. Не открывайте двери незнакомым людям. Помните, что, соблюдая эти простые правила, вы обезопасите себя от мошенничества и сохраните своё имущество.

— Спасибо, Бейрек Атакишиевич. Будем надеяться, что люди прислушаются к вашим советам.

Беседовала Людмила МАКАРОВА