При слове «художник» у большинства людей возникает образ человека у мольберта. Отрешённого от всего земного, сосредоточенного на полотне, далёкого от обыденной жизни. Наверное, отчасти доля правды в этом есть. Как и людям всех творческих профессий, художникам свойственно абстрагироваться от реальности в момент творчества, однако художник — понятие очень и очень многогранное, вполне себе приближённое к делам обыденным и практичным.
Об этом мы поговорили с преподавателем изобразительного искусства Крестецкой ДШИ Ириной МАТВЕЕВОЙ, с большим терпением и вниманием передающей собственный опыт и мастерство своим ученикам.
— Сама я родом из Ташкента, — рассказывает Ирина Витальевна. — Моя семья переехала в Великий Новгород в момент известных исторических событий 90-х годов. Родители осели в областном центре, а я, модельер-конструктор по специальности, приехала в Крестцы, когда меня пригласили на работу в знаменитую «Крестецкую строчку». На фабрике я проработала с 1991 по 2002 год. Это было интереснейшее время, когда совместно с коллективом экспериментальной мастерской я участвовала в создании нескольких коллекций одежды — от нижнего и ночного белья до концертных платьев. А также коллекция к юбилею фабрики, конкурсная коллекция для показа в Иваново с участием самого маэстро Вячеслава Зайцева; красивейшая коллекция «Летний сад» к юбилею Санкт-Петербурга. Успела я поработать и с нынешними собственниками фабрики, правда, по совместительству, хотя мне и предлагали перейти на постоянную работу.
Но сыграли роль определённые обстоятельства — я предпочла остаться в школе, потому что очень люблю работать с детьми. Кстати, сегодня изобразительное искусство в школе № 2 преподаёт моя дочь Мария Матвеева, пошедшая по моим стопам, что для меня, конечно же, и как для родительницы, и как для профессионала, составляет предмет гордости. После этого какое-то время шила костюмы для хореографических постановок, некоторое время работала в школе № 2 — преподавала технологию и ИЗО. А в 2008-м с открытием в ДШИ (тогда ещё музыкальная школа) отделения изобразительного искусства пришла работать сюда, создала две авторских программы преподавания с учётом разных возрастов. С тех пор накапливаю опыт, вношу изменения, дополнения, стараюсь совершенствовать собственную методику. Совсем недавно на базе ДШИ стала действовать ещё и предпрофессиональная программа «Живопись».
Увлечение рисованием у нас семейное — отлично рисовали мой папа, моя тётя. Великолепие некогда созданных ею нарядов для бумажных кукол я помню до сих пор. Ну а я, как и все увлечённые чем-либо дети, отдавалась любимому занятию в полной мере, каждую свободную минутку. Рисовала где можно и нельзя — на чистых листах и новых обоях, на столе и под столом, на любых гладких поверхностях. Наша старая семейная мебель до сих пор хранит мои детские «автографы». Став постарше, поступила в изостудию, чтобы освоить азы профессии модельера-конструктора, параллельно осваивала профессию швеи, посещая учебно-производственный комбинат (люди моего поколения помнят такие профильные объединения при школах, призванные профориентировать старшеклассников).
В 1988 году я поступила в Ташкентский политехнический институт, продолжила осваивать профессию модельера. Мне в равной степени интересны и рисование, и процесс моделирования и создания одежды. Конечно, как и всякой женщине, эти навыки мне очень помогают в жизни. Кстати, сейчас я открыла собственную швейную мастерскую по индивидуальному пошиву одежды.
Безусловно, работа с детьми требует особых умений, навыков, однако не побоюсь сказать, что главное в этом деле — суметь не только разглядеть искорки, задатки (уверена, они есть у всех), но и постараться максимально понять видение ребёнком окружающего мира, то, каким ему представляются предметы, люди, события. У всех разное видение цвета, построения. Наверное, это и есть самое сложное, а уже нащупав такую ниточку, «тянуть» за неё, развивать талант.
Лично для себя считаю, что ребёнок достиг определённых достижений, когда начинает видеть собственные ошибки. Конечно, мне как руководителю важно, когда мои воспитанники участвуют и побеждают в конкурсах — это наша общая большая радость. И конечно же, самой главной наградой становится, когда мои воспитанники выбирают профессию, связанную с художественными навыками.
Я почти каждый год участвую в проектах известного новгородского художника Александра Варенцова, заслуженного художника России, обладателя единственной в Великом Новгороде частной галереи, а также серебряной медали Русской академии художеств. Так вот он утверждает, что академическому рисованию ребёнка стоит начинать учить не ранее 10 лет. А прежде суметь направить по большому интересному пути под названием «Изобразительное искусство». Лепка, декоративно-прикладная деятельность — эти и другие приёмы не только адаптируют ребёнка к художественным занятиям, но и замечательно развивают мелкую моторику, мыслительную деятельность, умение анализировать и сопоставлять. А вот это уже как раз то, о чём вы говорили вначале. Конечно, далеко не из всех, кто занимается ИЗО, получаются известные художники, однако эти ценные навыки, безусловно, пригодятся при получении и в дальнейшем таких профессий, как непосредственно художник, художник-педагог, мастер народных промыслов, дизайнер, фотограф, модельер, архитектор, IT-специалист, а также специальностей, связанных с бьюти-индустрией (ещё учась у меня, девочки с успехом оканчивают курсы маникюрного дела, к примеру).
Конечно, не в меньшей степени важна эмоциональная составляющая — творчество учит добру и состраданию. Так что занятия рисованием очень важны как для общего развития, так и для узкой направленности. Ну а слагаемые успеха — помимо таланта, огромное желание, усидчивость, желание реализоваться как творческая личность. Этого я от души желаю всем своим воспитанникам — бывшим, настоящим и будущим.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии