Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

И звали нас в полёт огни аэродрома...

Продолжая цикл публикаций к юбилейной дате со дня основания Крестец, сегодня мы представляем вниманию читателей материал об истории создания и функционирования Крестецкого военного аэродрома, о первых днях Великой Отечественной войны в Крестцах (материал предоставлен районным краеведческим музеем)

А память готова взорваться опять,
Лишь только её вы затроньте.
Вы знаете, где нам пришлось воевать?
На Северо-Западном фронте.

Михаил МАТУСОВСКИЙ

В годы Великой Отечественной войны именно в Крестцах располагался основной аэродром, который вместе с шестью аэродромами полевого типа позволил посёлку стать одним из крупных аэродромных узлов на Северо-Западном фронте.

19 августа 1941 г. немцы захватили Новгород и таким образом отрезали Крестцы от областного центра, которым в то время являлся Ленинград. Со стороны Новгорода, Старой Руссы и Лычкова шли бои, звучала канонада, и по ночам пылало зарево от пожаров. Практически со всех сторон Крестцы были окружены немецкими войсками, небольшой городок стал прифронтовым. Через Крестцы продвигались колонны с солдатами и боевой техникой. С аэродрома взлетали наши самолёты, а вражеские самолёты бомбили посёлок практически ежедневно.

Фронт располагался на линии озеро Ильмень — посёлок Лычково — озеро Селигер. Уже одно то обстоятельство, что крестецкое село Лажины (ныне оно отнесено к Парфинскому району) оказалось почти на переднем крае обороны, говорило о возможности оккупации Крестец. Однако район остался прифронтовым.

В те дни название этого населённого пункта упоминалось военными часто, впрочем, как и Кушеверы — именно здесь находился командный пункт 11‑й армии, а с января 1942‑го командарм В. И. Морозов вместе с опергруппой штаба армии переместились в район Лажин, оставив в Кушеверах узел связи. В Лажинах находился и корреспондентский пункт, поэтому все дороги в штаб шли через Крестцы.

«Нет, не в Рим ведут дороги, в Крестцы все они ведут», — писал поэт-фронтовик М. Л. Матусовский. В его же заметках можем прочесть следующие воспоминания: «Как только ты добирался до Крестец, считай, что скоро будешь в частях, и наоборот, возвращаясь из «Сосну» (так было зашифровано название нашей редакции), проскочив Крестцы, невольно чувствовал какую-то рассвобождённость. Значит, фронт остался позади. Крестцы — это неровные, перебирающиеся с косогора на косогор улочки, стволы берёз и осин, ничем не знаменитая речка Холова. Так часто в своих разговорах поминали мы этот город, который столько раз мелькал за автомобильным стеклом, что для нашего фронта справедливо было бы перефразировать древнюю поговорку «Все дороги ведут в Рим» на «Все дороги идут в Крестцы». Вот с каким настроением приближался я к деревянному городку Крестцы, миновать который невозможно было в военные годы».

О Крестцах того времени можно было встретить заметки во многих фронтовых газетах. Село Старое Рахино находилось в противоположном и менее опасном с точки зрения военных действий конце района. Здесь с весны до осени 1942 г. размещался командный пункт фронта.

Аэродром «Крестцы» создавался в 1937–1939 годах с привлечением к работам местного населения. Из воспоминаний местных жителей известно, что на месте аэродрома первоначально находился большой лес, который подходил сплошной массой к западным краям города. Часть земли была распахана. Взлётные полосы посыпали гравием, поле засадили ромашками, васильками... Открытие аэродрома состоялось в 1939 году. Сначала прошла торжественная часть, затем лётчики показывали своё мастерство в небе. Некоторых жителей даже катали на самолёте. В завершение был показан праздничный концерт. Местным жителям разрешили осмотреть аэродром, дети собирали цветы и плели венки. О самом аэродроме не писали в газетах. Только в № 192 за 20 августа 1939 года районной газеты «Серп и молот» упоминалось о празднике авиации, прошедшем в Крестцах. Интересно, что долгое время территория аэродрома являлась военным объектом, где располагались воинские части. Строительство аэродрома было связано с военными планами и подготовкой страны к обороне.

Увидеть планировку аэродрома можно, посетив краеведческий музей. Здесь имеется макет объекта, а на его месте в настоящее время вырос целый жилой микрорайон.

По периметру аэродрома находились канониры. Это своего рода ангары для самолётов, покрытые маскировочной сеткой. На территории находились взлётные и посадочные полосы, ремонтно-строительные мастерские, склады боезапасов и горючего, установки ПВО. В районе Ямского кладбища, где построек раньше не было, находилось несколько спецслужб — минно-сапёрная рота, метеослужба, землянка, склады минно-сапёрной роты. Справа от дороги — аэродромно-техническая служба, химическая, кислорододобывающая, фотослужба. В районе мебельной фабрики находились технический отдел 74‑го БАО и авиационно-техническая служба.

На улице Песочной, в землянке расположился клуб. В такой же землянке жили и лётчики. Сверху объекты были хорошо замаскированы и практически незаметны с высоты.

На улице Полевой находились медпункт и КПП (контрольно-пропускной пункт). У пруда — водокачка. На улице Павловской располагалась солдатская столовая, на улице Титова — офицерская.

На улице Васильчикова находился Штаб 74‑го БАО, который обслуживал аэродром практически с первых дней войны. Сначала командиром батальона аэродромного обслуживания являлся И. В. Виноградов. В связи с его трагической гибелью в 1942‑м на эту должность назначили майора А. П. Лебедева, очень много сделавшего для аэродрома.

В составе 74‑го БАО имелись и жители нашего посёлка. Без них в годы войны не мог состояться ни один из боевых вылетов. Обеспечить лётчиков всем необходимым для жизни и боя — такая задача стояла перед Б. Репиным, А. Андреевой, В. Мининой, И. Михайловым и другими.

В составе 74‑го БАО всю войну прошла В. Ф. Бабенко. Сначала была официантом, затем поваром, дошла до Германии. Там погиб её муж Н. В. Кузнецов. Герой Советского Союза Н. В. Кузнецов родился 13 декабря 1921 года в Тюменской области. В 1941‑м окончил Омскую военную авиационную школу пилотов, а в августе 1944‑го уже занимал должность заместителя командира эскадрильи 70 ГШАП. Звание Героя Советского Союза было присвоено ему ещё при жизни, в 1944 году. Во время боёв за Берлин 14 апреля 1945 года он направил свой горящий штурмовик на вражескую батарею и погиб.

В секретном отделе 74‑го БАО работала и жительница нашего посёлка Е. И. Рябкова. В Крестцы она попала из Ленинграда, при эвакуации. 13 октября 1941 года была принята на место солдата бухгалтером.

Аэродром был предназначен для лагерного размещения 17-й авиабазы, прибывшей из Новгорода для обслуживания 2‑й БАД (бомбардировочная авиационная дивизия) в апреле 1941 года. В состав авиадивизии входили 3 авиаполка и 64 самолёта «СБ». Расположилась авиабаза на прилегающем к аэродрому поле. Так встретила войну Крестецкая земля...

Записала Оксана ЕГОРОВА
Фото из архивов

Александр Павлович ЛЕБЕДЕВ, майор, в 1942 году назначен командиром БАО‑74 (батальона аэродромного обслуживания).

В распоряжении А. П. Лебедева для обеспечения работы аэродрома было огромное хозяйство: 3,5 тысячи человек личного состава, из которых 500 офицеров, 900 сержантов и рядовых бойцов, сотни автомобилей, тракторов и другой техники.

В апреле 1943 года майор Лебедев был назначен начальником штаба района авиабазирования. Начатые ранее работы по переводу в подземные убежища подразделений, штабов и служб авиаполков приняли ещё больший размах. Были построены значительные по площади столовые, общежития и клуб со зрительным залом на 200 мест. Налажено изготовление портативной штабной и бытовой мебели. В новых подземных помещениях стали широко использоваться электричество, добротное отопление, качественные отделочные материалы. Улучшились подъездные пути. К подразделениям, расположенным на северной стороне аэродрома, была проложена «лежнёвка». Тщательно стали укрываться аэродромная техника, транспорт, узлы связи, доведена до требуемых нормативов круглосуточная снегоочистка взлётно-посадочной полосы и дорожек к стоянкам самолётов, создана своими силами более совершенная техника снегоуборки. Всё это было выполнено в короткие сроки благодаря умелому руководству А. П. Лебедева. 

 

 

]]>]]>