2022 год является годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Культурное наследие прошлого народ хранит веками.
С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается всё многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.
В этом году Центральная районная библиотека предлагает своим читателям открыть для себя прекрасный ларец народной культуры, познакомиться с русскими народными промыслами. И начнем мы наше знакомство с народного промысла — ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ.
История палехской миниатюры
Палехская миниатюра – один из традиционных народных промыслов России. Она родилась в 30-е годы прошлого столетия, но своими корнями уходит в глубокую древнерусскую иконопись.
По преданию во времена нашествия татаро-монгол, разоривших древнерусские города Владимир и Суздаль, жители их бежали в глухие леса. Они сожгли участок леса, и на этом месте появилось село Палех (от слова палить). Среди поселенцев оказались монахи-иконописцы. В летнее время они трудились в поле с остальными крестьянами, а зимой расписывали иконы. Благодаря замкнутости семейного круга и оторванности от окружающего мира палешане смогли сохранить ростово-суздальскую школу иконописного искусства и выработать собственный стиль. Палехские иконописцы создавали иконы по старинным образам, передавая своё умение детям и внукам. Так в Палехе появились целые династии мастеров-иконописцев. Сохранились ранние образцы иконописи Палеха, которые относятся к концу XVII века. Своего расцвета палехская икона достигла в XVIII, начале XIX веков.
Слава о палехских мастерах пошла по всей Руси. Их стали приглашать для росписи храмов в других городах. Так палешане участвовали в восстановлении фресок в храмах Троице-Сергиевой Лавры и Софии Новгородской.
Когда в 1917 году произошла Октябрьская революция, и наступили времена борьбы с религиозным мировоззрением, палехские художники не могли заниматься прежней деятельностью. Тогда они принялись искать новые формы для приложения своих талантов. И вот в 1921 году во время посещения Кустарного музея в Москве палехский художник Иван Голиков случайно увидел выставку лукутинской миниатюры. Это были изделия из папье-маше, искусно расписанные по чёрному фону масляными красками и покрытые лаком. Художнику пришла идея, что палехские мастера так же могут расписывать шкатулки и другие предметы из папье-маше. Возвратившись в Палех, Иван Голиков в 1924 году организовал «Палехскую артель древней живописи», в которую вошли семь художников-иконописцев.
Сегодняшний Палех — это посёлок городского типа, который является одним из районных центров Ивановской области. Расположен он в 65 километрах от Иванова и входит в Золотое кольцо России. В Палехе живёт около пяти тысяч человек населения и каждый седьмой житель – художник.
Центральная районная библиотека приглашает всех желающих, кому интересна история палехской миниатюры, на выставку «Страна сказки — Палех», которая любезно предоставлена Новгородской областной научной библиотекой. Выставка будет радовать своих посетителей до конца февраля.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии