Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Загадочная Лякова

По материалам газеты «Старая Русса»

Как угодно можно назвать одно из наших путешествий: информационный туризм, познавательный, этно- или кулинарный – суть от этого не изменится. А она в том, что пара часов в старо-обрядческой деревне дали незабываемые впечатления, море информации и …сытый желудок на весь день.

Мы – это небольшая группа единомышленников, которым интересно открывать новые маршруты, получать новые ощущения от старых традиций, находить в местах обитания «брендовую» продукцию и возрождать традиционную для этих мест кухню.

Одно из путешествий у нас случилось в старообрядческую деревню Лякова соседнего с нами Крестецкого района, с давних пор считавшегося одним из центров старообрядческого движения. Семь километров в сторону от трассы Москва-Петербург – и любознательный турист оказывается в другом мире староверов, о котором заезжий гость может узнать, пройдясь по самой деревне. В ней, на местном кладбище, сохранились могилы монахов-староверов с необычными восьмиконечными крестами. Здесь жива легенда о скрывшемся в непроходимых болотах староверском ските — в безветренную погоду можно слышать звон колоколов, сзывающих монахов на молитву.

Деревня имеет давнее происхождение и название по гидрониму. Река Лякова красива, но невелика. Как считают специалисты, с финно-угорскими корнями. Впрочем, как и всё непонятное в топонимике нашей области. Местные же склонны думать, что идёт название от ляхов, некогда завоевавших землю их предков.

Жители, а это 120 человек в 80 домах, в основном люди веры старого толка – старообрядцы. Они не только хранят традиции своих прадедов, но и возрождают их с пользой для себя, для своего поселения.

Музей-клуб «Старообрядческое подворье»

Идея создать дом старообрядческого быта зародилась еще в 2009 году у директора МУК «Крестецкая межпоселенческая культурно-досуговая система» Елены Никитиной. Тогда же стараниями учительницы из деревни Ручьи Светланы Николаевой и её учеников было проведено историческое исследование и собран материал о жизни староверов в отдельно взятой деревне – Лякове. В рамках проекта «Новгородика-2010» получены деньги, и проект заработал. Местные жители подарили домотканые скатерти, половички, кухонную утварь, вязаные салфетки, занавески — всё ручной работы. Одна из жительниц Ляковы, 92-летняя Мария Ивановна, проконсультировала организаторов, что и как должно быть расположено в новом туристическом объекте, и подарила своё фамильное зеркало, на шесть лет младше хозяйки.

В гостях у Катерины

Нас встречала у матрёниного колодца сама, как понимаете, Матрёна. Неподалёку разжигала самовар хозяйка дома Катерина. У крыльца как бы случайно был оставлен затухший утюг. Естественно, мы пробовали свои силы: размахивали утюжком весом килограмма на полтора да и раздули-таки угли внутри него.

Прошли в сени. Уже здесь начался подробный рассказ об истоках старообрядчества и его богатых традициях из уст Веры Дмитриевны Марковой, библиотекаря филиала МБУК «Крестецкая межпоселенческая библиотека», она же Матрёна. Следом за ней мы прошли в избу, где у печи хлопотала хозяйка, осмотрели предметы старины: ткацкий стан, люльку для младенцев, предметы рукоделия, среди которых одежда с уникальной вышивкой – крестецкой строчкой. В горнице, сев на широкие, устланные тканым полотном лавки, за длинный стол под образами, закрытыми в традициях староверов от постороннего глаза, с интересом слушали рассказ о хранителях старой веры и их обрядах. Но вот и обед подоспел.

Гвоздь программы – чёрные щи

Красавица Катерина, молодая мамочка троих детей, исполняющая в этом проекте роль хозяйки избы, торжественно внесла горшок со щами. Посыпанные зелёным лучком, ароматные, с большим количеством мяса и крупно нарезанной картошкой, щи были, как нам и обещали, чёрные. Это давнее, распространённое на Руси блюдо из крошева было популярно в крестьянских семьях. Пока мы уплетали за обе щеки добавочные порции, приправленные деревенской сметанкой, предварительно кусая ломти местного ноздреватого хлебушка, Матрёна нас учила, что такое крошево и как приготовить его впрок.

Секреты крошева

Чёрные или серые щи, деликатес севера России сегодня и популярное блюдо в прошлом, готовятся из верхних зелёных листов капусты, которые мелко крошат или рубят и сквашивают с добавлением соли.

Для получения крошева желательно иметь долбленое берёзовое или дубовое корытце и острую полукруглую «сечку». Корытце можно заменить деревянным ящиком, а сечку сделать из шинковочного ножа.

Один из главных секретов хорошей серой квашеной капусты именно очень мелкая нарезка или рубка. Измельченную массу укладывают в стеклянную банку или деревянный бочонок, на дно которого некоторые хозяйки бросают горсть ржаной муки или несколько сухарей из ржаного хлеба. Соли добавляют — кто как привык. Выставляют в теплое место для брожения.

Второй секрет: каждый день нужно протыкать всю массу до дна, только в этом случае брожение будет идти быстро и по всей глубине заготовки. Для закваски хватает недели. Появляющуюся по краям пену нужно обязательно удалять. По окончании брожения крошево следует отжать, расфасовать по пакетам и заморозить. Некоторые хозяйки ёмкость с капустой хранят в темном прохладном месте.

Рецепты серых (чёрных) щей

Щи из крошева называют и готовят по-разному, но с соблюдением одинаковых условий: длительное и тихое нагревание, как при варке холодца. Капуста должна томиться, как в русской печке. Прежде, чем её в бульон положить, промыть в трёх водах, варить в духовке часа три, а потом добавить картошечку, пережарочку, томатную пасту. Поварить полчасика на верхнем огне и опять на час в духовку.

А вот другой рецепт. Утром крошево отправляем в чугунок (на двухлитровую ёмкость — поллитровая баночка крошева), добавляем льняного масла и – на четыре часа в духовку, потомить. Добавляем по ложечке водички — чтобы не подгорело. Затем закидываем мелко покрошенные морковку и луковицу и потомим ещё часок. А тем временем варим мясной бульон. Готовое мясо режем на кусочки и — в чугунок, куда доливаем под самый верх бульон. И снова в духовку, минут на сорок. Вот и всё. Приятного аппетита!

До свидания, Лякова!

Мы простились со старообрядцами сытые и довольные. Приобрели в музее-клубе «Старообрядческое подворье» игрушки с росписью ручной работы, столовые изделия с крестецкой вышивкой и прекрасное настроение. Переговорив на прощание с руководителем проекта интерактивной экскурсии Еленой Николаевной Никитиной, решили, что приедем сюда ещё раз в жаркий сезон с тем, чтобы совершить поход на болото «Красногребневого змия», которое славится среди местных жителей лечебным илом. Заодно узнаем об интригующем названии топей. Глядишь, расширим географию лечебно-оздоровительного туризма нашего Северо-Западного региона. А если повезёт, и утерянный скит найдём. Так что до свидания, Лякова, мы ещё вернёмся!

Наталья Прокопчук.
Фото автора.
9 июня 2015 года
]]>]]>