Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Из истории церкви Святой Троицы

Первое упоминание о Крестцах имеется в летописи в 1393 году (6901 год от сотворения мира). В летописи говорится, что в этом году в «Хрестьцах» заложили церковь во имя Пречистой Девы Марии. Церковь закладывали, конечно, не на пустом месте в поле: здесь уже давно жили люди, может быть и церковь у них была, может быть сгорела, и стали строить новую. Где была построена церковь - не известно. Учёные спорят об этом: одни говорят, что древняя церковь стояла немного южнее того места, где ныне стоит храм, другие, что она находилась у холма летнего сада, третьи - что стояла она на Святом ключике. Определить это место точно пока нет никакой возможности.        

В первой писцовой книге Деревской пятины, составленной около 1495 года, упоминается Крестецкий погост. На 413 листе этой книги неизвестный писец сделал запись: «Погост Хрестцовской. На погосте церковь Рождество Пречистые; двор поп Василей, двор церковной диак Якуш, двор проскурница Катерина, двор церковной сторож Лучка, не пашу». Из этой записи становиться ясно, что древняя церковь, о которой говорилось выше, была посвящена празднику Рождеству Пресвятой Богородицы. Даются и другие дополнительные сведения, что в ней служил священник по имени отец Василий, псаломщик Яков (который назван дьяконом, а дьяк в те времена, кроме исполнения обязанностей псаломщика, заведовал всеми церковными книгами и вёл все необходимые записи). Упоминается ещё просфорница Екатерина, церковный сторож Лука, и подчёркивается, что они не занимались хлебопашеством, и каждый из них жил в собственном доме.        

В ХVI веке в 1569 году в конце декабря царь Иван Грозный, разгневанный своеволием и непослушанием новгородцев, пошёл походом на Новгород. По пути государь сжёг много селений, в том числе и Крестцы. Пострадало много крестьян, они убегали в леса, бросали свои дома, селение временно пустело, но церковь оставалась. Летописец указывает:« в погосте церковь Рождества Пречистыя, дворы попа Богдана Фёдорова, церковного дьячка Юшка, пономаря и проскурницы, да три кельи нищих, да три кельи пусты, пашни церковные полобжи». Из этой записи ясно, что другого священника Рождественской церкви звали отец Богдан, и что он был сыном Фёдора, наверное тоже священника, а также имя псаломщика - Юшка (Григорий), а вот имена пономаря и просфоницы не указаны, но важно, что они существуют.       

1586 год.

«в слободе Ямской церковь Никита чудотворец епископ Новгородский, двор ямской пригонный. Не огорожен. Во дворе поп Фёдор, дьячок Гриша».

Казалось бы всё в порядке. Но на самом деле, что-то произошло за эти 17 лет - ведь церковь поменяла своё название. Поменялся праздник, которому посвящён святой престол - теперь церковь стала называться не в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в честь святителя Никиты Новгородского. Просто так, по чьей-то воле престолы никогда не переименовываются. Объяснение этому одно - церковь была заново перестроена и устроен новый престол с новым посвящением. Почему церковь была перестроена?   

Церковь могла пострадать в 1569 году во время похода Ивана Грозного, а могла и обветшать - ведь с момента постройки её в 1393 году прошло уже 193 года. Но второе предположение всё же вероятнее, потому что в 1569 году, по словам летописца, в обнищавшем селении церковь оставалась на своём месте. Она стала совсем ветхой, её разобрали, построили новую, и Новгородский архиепископ освятил вновь устроенный престол в честь очень почитаемого на Новгородской земле святителя Никиты Новгородского.      

В указанной записи названо уже третье имя Крестецкого священника: отец Фёдор, а также имя дьячка Гриша.       

В 1777 году в Крестцах был построен Екатерининский Собор. Первоначально был устроен один престол - в честь великомученицы Екатерины. Несколько позже были устроены ещё два престола - с южной стороны в честь святителя Никиты Новгородского, с северной стороны в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Сообщение об устройстве нового придела в Екатерининском в честь святителя Никиты. Наводит на мысль о том, что Ямская Никитская церковь к этому времени перестала существовать, иначе в таком маленьком селении никто бы не стал устраивать второй одноимённый престол. Эту мысль подтверждает и точный факт: в середине ХIХ века церкви в Ямской слободе не было, а на её месте стояла старообрядческая молельня. Что произошло с деревянной церковью в Ямской слободе, посвящённой святителю Никите. Епископу новгородскому - пока совершенно не известно.       

В 1854 году крестецкий помещик Н.Ф. Мусин-Пушкин по собственному доброму почину, на свои средства, решил восстановить Никитскую церковь на месте старообрядческой молельни. Учитывая огромное количество старообрядцев, было решено установить здесь не обычный, а единоверческий храм, т.е. такой в котором бы могли молиться и православные и старообрядцы. Единоверческих храмов в Новгородской губернии были считанные единицы. Их строили в целях постепенного сближения раскольников с православными. В единоверческом храме службы служились священниками по общему чину, но при особом староверском пении. Староверам разрешалось креститься двумя перстами, совершать свои особые поклоны, употреблять лестовки, но при этом они участвовали во всех таинствах православной церкви.        

Деревянная церковь, украшенная резьбой в византийском стиле была построена в рекордный срок - за два месяца- с 6 октября по 6 декабря, когда и было совершено её освящение. На нём присутствовали первейшие лица: губернатор Новгорода - Москвин и губернский предводитель дворянства Бахметьев. Произошла новая смена престола. Вновь устроенный престол уже не мог быть посвящён святителю Никите Новгородскому, такой престол существовал в Екатерининском соборе. Поэтому церковь была посвящена великомученику Никите, память которого празднуется 28 сентября. В храме имелась большая старинная икона этого святого, которая впоследствии единственная спаслась из страшного пожара. Её очень почитали ямские староверы.

Величина церкви была в длину - 9 саж., в ширину- 4 саж., в высоту под крышу 3 саж., а вся высота с крестом 8,5 саж. Имя архитектора неизвестно. В церкви служили два священника, дьячок и пономарь. Настоятелем был Иоанн Чистовский, у которого было две дочери Елизавета и Мария. Последняя стала женой второго священника- Александра Леонтьева (будущего священника Троицкой церкви). Священник, дьячок, пономарь жили в своих домах, второй священник жил в нанятой за свой счёт квартире. Земли при церкви не было. Приход состоял из 1824 человек.

В 1859 году 22 июля была большая буря, во время которой снесло колокольню. Новую колокольню на счёт доброхотных подаяний жителей СПб построили быстро.

Скоро стало ясно, что церковь не удобна для служения зимой из-за отсутствия печей и, к тому же, не вместительна, а народа на службы приходило очень много. Жители Ямской слободы стали ходатайствовать перед Новгородским архиепископом о строительстве другой большой церкви. Так началась история собственно Троицкой церкви.

Епархиальное начальство, утвердив проект, дало разрешение начать сбор средств на постройку новой церкви рядом с деревянной. Деньги стал собирать крестьянин Ямской слободы Андрей Васильев - именно он затем стал первым священником Троицкой единоверческой церкви. Нужную сумму собрали быстро, помогли два петербургских купца Мартынов и Мисурин, дав большую часть денег на её строительство, устройство высокого иконостаса, на написание новых икон, на отливку колоколов, расписывание фресками парусов и барабана, на покупку подсвечников и лампад.

В церкви было три престола: в честь Архистратига Михаила и всех Небесных сил; в честь Трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Её освятили 7 ноября 1865 года.

Первым священником стал, как уже говорилось, Андрей Васильев, крестьянин Ямской слободы, выбранный прихожанами. Служил он в ней до 1893 года. Вторым священником стал Александр Афанасьевич Леонтьев (1836-1912) (ныне его могила восстановлена возле правой паперти), происходивший из Петербургских ремесленников и закончивший Петербургское Рождественское Уездное училище.

Через семь лет после освящения Троицкой церкви 11 мая 1872 года произошёл страшный пожар, уничтоживший за короткое время всю улицу. Загорелась и резная Никитская церковь. Пожар был настолько огромный, что от сильного жара и огненных искр нагрелись металлические покрытия куполов новой Троицкой церкви, вспыхнули деревянные перекрытия под ними, моментально сгорели, рухнули вниз, а затем загорелся и был полностью уничтожен в огне новый иконостас и всё внутреннее убранство. Когда пожар окончился, все увидели печальное зрелище - нет ни одного целого дома, нет деревянной церкви, а в новой сгорело почти всё, что может гореть. На пожертвования местных жителей, петербургских купцов Мартынова, Мисурина, присоединившихся Дрокина и Еремеева. За три года, с 1872 по 1875 произошло её полное возобновление. В 1875 году 28, 29, 30 октября церковь была вторично освящена.       

Но 11 мая 1872 года огонь уничтожил и церковь в честь великомученика Никиты. Сгорело всё полностью, но при этом произошло чудо: древняя икона «Неопалимой Купины Божией Матери», была вытащена из под пепла, не тронутая огнём. Она стала главной святыней города и торжественно была перенесена в Крестецкий Екатерининский собор.       

Вместо деревянной церкви решили пристроить к Троицкой каменной церкви зимний придел и посвятить его тому же святому- великомученику Никите. Освящён он был 2 января 1873 года. Немного позже для симметрии такой же придел был пристроен и слева.        

В правом Никитском приделе был устроен замечательный иконостас, и там же большая икона святого великомученика Никиты. Придел считался зимним - в нём служили с Покрова и до Пасхи. Левый придел сначала служил помещением для церковного сторожа, а позже 17 марта 1883 года здесь была освящена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, устроенная полностью на средства священника Андрея Васильева.       

В 1878 году вокруг церкви, на пожертвованные купцом Мартыновым, 200 рублей и выделенную приходским попечительством сумму, была устроена ограда с каменными столбиками и деревянными решётками. Которые впоследствии были заменены на железные.       

Долгое время дьячком в церкви служил Герасим Богданович Громов (род.1823 г.) обращённый из раскольников, бывший сначала ямщиком. Пономарями последовательно служили: с 1875 г. крестьянин Ямской слободы Яков Маврушкин, с 1876 г. Иван Яковлев, с 1879 г. Евгений Тополев, с1881 г. Иван Андреевич Анашкин (род. 1832г.) из крестьян.       

Старостой на трёхлетие 1878-1880г. был выбран крестьянин Владимир Тимофеев, а попечителями крестьяне Максим Базанов и Иван Крохин. На другое трёхлетие 1886-1888 г. старостой стал крестьянин Иван Абрамов, а попечителями при нём крестьяне: вновь Максим Базанов и Емельян Егоров.       

По данным 1882 года прихожан на Троицкую церковь приходилось 1405 человек.          

Однажды в церковь пожертвовали старинную икону, что случалось само по себе очень часто. На иконе были изображены: посередине св. Архистратиг Михаил, по сторонам св. Апостол Пётр и Павел, св. Николай Чудотворец. При близком рассмотрении оказалось, что в иконе, в специальном углублении хранились частицы святых мощей: св. великомученика Дмитрия Солунского, священномученика Неофита, св. Афанасия архиепископа Александрийского, св. Исидора Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца и св. преподобного Ефрема Сирина. Частицы святых мощей были изъяты из пожертвованной иконы. Для них был изготовлен небольшой серебряный ковчег, наподобие раки, где они и хранились. На месте же, откуда взяты частицы, в иконе был вставлен св. Крест.       

При церкви существовала библиотека и церковно-приходская школа, где учились не только мальчики, но и девочки. Школа помещалась в собственном двухэтажном доме, с квартирой в нижнем этаже для учителя (сейчас от неё остался первый этаж жилого дома). Заведующим её состоял священник, законоучителем и учителем диакон Александр Соколов.       

До конца ХIХ века в храме служило два священника, но после ухода в 1893 году Андрея Васильева в храме стал служить только один священник, тогда это был Александр Леонтьев. В помощь ему с 1894 года был назначен диакон, при чём последний выбирался обязательно из окончивших Новгородскую семинарию с достаточными знаниями по истории раскола, чтобы он мог вести беседы с многочисленными здесь раскольниками и также преподавать детям в церковно-приходской школе. Первым таким диаконом стал Николай Словцов.       

В самом начале ХХ века вновь произошёл страшный пожар. 13 апреля 1900 года за два часа в Ямской слободе было уничтожено 288 жилых домов. Церковь чудом удалось отстоять. В 1910-1914 года штат Троицкой церкви имел священника, диакона и двух псаломщиков.

При церкви продолжала существовать библиотека, насчитывающая к этому времени 59 томов. Оставалась и деревянная часовня на кладбище, совместном со старообрядцами, построенная на средства священника Андрея Васильева в 1889 году.        

В 1913 году в Троицкую церковь был назначен новый священник (третий по счёту) Василий Павлович Никифоров (1871-1937), уроженец Санкт-Петербурга, закончивший Духовную семинарию. По воспоминаниям жителей дом его находился на Боровической улице. Сам он был женат на Александре Ивановне, имел пятерых детей: дочь Александру, которая родилась в 1916 году и была крещена в Екатерининском соборе протоиреем Александром Быстровым, но умерла в том же году от слабости, сына Александра, дочь Ксению.       

Отцу Василию выпало на долю самое тяжёлое время - время полного развала и уничтожения всех устоев, на которых тысячу лет стояла Россия. Он пережил Октябрьский переворот 1917 года и все последующие ужасы, когда никто не мог считать себя в безопасности, но продолжал служить до самого закрытия церкви.       

Диаконы. В 1910-х годах в Троицкой церкви служил диакон Александр Лебедев. После него Александр Яковлевич Соколов 1883 г. рождения, из крестьян. Он окончил сначала воскресную второклассную церковно-приходскую школу в Старорусском уезде, затем со званием начального учителя в церковно-приходской школе того же уезда. С 1 сентября 1910 года был переведён в Крестецкий уезд и назначен учителем Ямской церковно-приходской школы. В диакона был рукоположен 6 февраля 1911 года епископом Андроником с Софийском соборе в сослужении соборного духовенства. Долгие годы он служил и преподавал в церковной школе. За 20-летие церковно-приходской деятельности получил серебряную медаль. Он был женат на Елизавете Васильевне и в 1912 году у них родились дочери Антонина и Екатерина.       

Псаломщиком с 1893 года служил потомственный псаломщик Александр Яковлевич Громов, 1873 г. рождения. Был женат на Екатерине Васильевне и имел дочерей: Ольгу и Анну. Вторым псаломщиком с таким же жалованием с 1896 года был Василий Павлович Шершнев, 1878 г. рождения из крестьян Ямской слободы. Был женат на Евдокии Михайловне (род. 1876г.) и имел детей Николая (род. 1900 г.), Ольгу (1902г.), Иоанна (1908 г.), Павла. Звонарём был Иван Лучкин, старостой Василий Савельев.

Неотвратимо приближался коренной перелом, хотя здесь в провинции всё ещё жили размеренным укладом. 21 мая 1917 года отец Василий Никифоров был награждён епархиальным начальством скуфьей за заслуги по духовному ведомству. Но уже вскоре после октябрьского переворота началась упорная и жестокая борьба Советской власти с Православием. В 19128 году были расстреляны без суда и следствия несколько священников Новгородской губернии, и среди них был священник Екатерининского собора Иоанн Лавров.        

1924 год стал временем разгула административного отдела в области закрытия храмов по всей Новгородчины. Где-то в это время в Крестцах были закрыты кладбищенская и тюремная церкви, но Екатерининский собор и Троицкая церковь продолжали действовать.        

Священник Василий Никифоров служил до самого закрытия церкви. Арестован он был 16 октября 1937 года и в том же году расстрелян. Такая же судьба постигла сына о. Александра Леонтьева- Николая, который был необычайно талантливым техником, занимался электричеством, сам сделал радио. После расстрела священника и закрытия церкви, начался полный вандализм: её оставшиеся ценности были разграблены, иконостас разрублен, облачения пошли на пошив одежды. Второй этаж церковно-приходской школы был разобран, а на первом стали содержать гусятник, после дом был продан. В помещении храма расположился мебельный склад, затем овощной. Колокола были сброшены, купола стащены тросами и разбиты, ограда разобрана. Старожилы помнят, как долго повсюду валялись разбросанные каменные трубы от ограды, монолит которых не поддавался разборке. На осиротевшей колокольне поселились аисты. Железной крыши храм лишился в 1980 году - по трассе проходила олимпийская велогонка и решено было восстановить купола с крестами, и установить бутафорские леса, во время чего железная крыша была заменена рубероидным покрытием. Из-за этого за 10 лет, когда покрытие почти полностью распалось, влага проникла в храм, и начался стремительный и разрушительный процесс, превративший к 1990 году храм в развалины: стены и колонны потрескались сверху донизу, полы сгнили, своды приделов обрушились, стены отошли.

В 1990 году образовалась община верующих, которая была зарегистрирована, был назначен священник. Службы проходили в молельном доме по адресу Ямская, 59. Восстановлением церкви занялась Новгородреконструкция. Бригада собралась неудачная, работа шла очень медленно. Поэтому в 1996 году храм был передан Новгородской епархии. Крестецкая администрация во главе с Николаем Николаевичем Ренкасом на средства района и благотворительную помощь местных предпринимателей, совместно с Новгородской епархией и Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом, организовали всё необходимое для восстановления храма.       

9 ноября 1996 года храм был вновь освящён Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом в сослужении новгородского духовенства и при огромном стечении народа. Летом 1997 года на средства района была сооружена металлическая ограда.

]]>]]>

Собор Святой Троицы 

Его замечаешь сразу, как только въезжаешь в Ямскую слободу, а ныне улицу Ямскую в Крестцах. Не возможно не заметить этот величественный храм, как будто парящий над посёлком. Его видно отовсюду.

С местом, на котором построен собор Святой Троицы, связана любопытная легенда. Не известно насколько она правдива, но местные старожилы рассказывают, что якобы убили на этом месте юродивого. Кто убил и за что, легенда не донесла, а вот что место это особенное, «заговорённое» жители помнят. Из-за этого, будто, и судьба у собора несчастливая. А история его такова.

В 15 веке велением Ивана III по всему тракту Москва - Новгород через каждые 20-25 вёрст были учреждены станции - ямы. Появились на «государевой» дороге ямы в Валдае, Едрове, Яжелбицах, Крестцах, Зайцеве. Позднее в наиболее крупных ямах стали возникать слободки ямщиков. Появилась такая слобода и в Крестцах. Здесь же была построена и деревянная церковь.

В 1862-1865 годах в Ямской слободе рядом с деревянной церковью был построен каменный собор Святой Троицы. На собранные деньги был нанят малоизвестный архитектор Сверчков. Сведений о нём практически нет, ничего построенного им в Новгородской области не сохранилось. Архитектор выбрал традиционную композицию четырёхстолпного пятиугольного здания с тремя алтарными выступами. С западной стороны к храму примыкает колокольня.

Собор задумывался как единоверческая церковь. Это своего рода компромисс между русскими старообрядцами (к коим принадлежало большинство ямщиков) и православной церковью. За первыми сохранялось право совершить богослужения и таинства по своим обрядам, но при условии подчинения православной церкви.

В 1865 году Собор был освящён и стал действовать как единоверческая Троицко - Никитская церковь в Ямской слободе Крестец.

В 1872 году по случаю сильного пожара в Ямской слободе деревянная церковь была уничтожена, каменная повреждена.

В 1872-1875 годах были достроены два предела каменной церкви Святой Троицы на средства Петербуржского купца I гильдии Василия Фёдоровича Мартынова и собранные пожертвования священника церкви Александра Леонтьева, который с 1864 года прослужил почти 50 лет в храме Святой Троицы и похоронен у стен храма (могила не сохранилась).

В 1878 году вокруг церкви была установлена ограда с каменными столбами и деревянной решёткой.

При церкви существовала библиотека и церковно- приходская школа, где учились не только мальчики, но и девочки.

Просуществовал собор Святой Троицы до революции довольно сносно, прихожане его исправно посещали. Если не считать, конечно, небольших распрей между ним и Екатерининским собором, построенным в 1777 году и претендующим на место главного оплота православия в Крестцах.

Длительное время ямщики в Крестцах составляли большинство населения.            

В 1843 году в городе Крестцы и Ямской слободе проживало 1337 человек. Слобода примыкала к городу и по сути сливалась с ним.           

Население одной только слободы превышало 1200 человек. Ямщики в то время составляли едва ли не всё население Крестец.         

Местные ямщики, жившие в слободе, были в основном раскольниками и в силу своего нрава не очень-то хотели молиться в православном Екатерининском соборе- главном в то время в Крестцах. О чём и сохранилась запись в «Историко-статистическом описании Крестецкого Екатерининского собора»:

«... Прихожане не все одинаково усердны к церкви... Ямщики Крестецкой Ямской слободы вообще редко посещают церковь, и со времени построения в Ямской слободе единоверческой церкви более посещают и посещали означенную... Причиной этому не совсем чистосердечное обращение их из раскола и то, что в единоверческой церкви священнодействовал их прежний наставник...»               

После революции судьба обоих храмов одинакова. В 1937 году в церкви Святой Троицы службы и церковные звоны по решению Советской власти (указу И. Сталина) были запрещены. Крестецкие старожилы ещё помнят какой стон стоял в посёлке в 30-е годы, когда разоряли Екатерининский и Троицкий соборы. Верующие стояли на коленях, отмаливая чужие грехи...           

В Екатерининском теперь Дом культуры, а Троицкий собор десятилетия стоял разорённый и запущенный. На месте купола колокольни аисты свили гнездо. Прилёт четы аистов жители расценили как знамение. Аисты, дескать, неспроста выбрали это место. Бог подаёт знак, что нужно вернуть собор людям ...           

Наконец в 1979 году в соборе началась реставрация. Разрушенное здание одели в строительные леса. Но, несчастливая судьба собора и здесь не преминула проявиться. В посёлке Крестцы устали считать, сколько сменилось организацией, пытающихся восстановить храм. По разным источникам их было от 5 до 8. Начинали реставрацию, а потом из-за отсутствия денег замораживали. И вновь стоял храм, обезглавленный, под дождями и снегами, начали рушиться кирпичные стены. И казалось, уже не будет ни сил, ни возможностей поднять его, но, как говорят, была на то воля Божия - и всего за четыре месяца восстановили собор Святой Троицы!

В 1996 году под эгидой областной и районной администраций, а также Новгородской православной епархии за дело взялись рабочие из Закарпатья. Работали по 14 часов в сутки. Слух о том, что храм обещают открыть к 10-у ноября 1996 года мгновенно пронося по посёлку. «Божье дело справляют, надо помочь», - и понесли жители одежду и продукты для рабочих, по очереди топили баньку, чтобы смогли реставраторы «размять косточки и попариться», отдохнуть от трудов праведных. Много потрудилась для восстановления храма Крестецкая районная администрация и лично её глава Николай Ренкас. Более тридцати предприятий, организаций, фирм совершили благодеяние, помогая храму в обеспечении строительными материалами, оборудованием и убранством. Сами верующие ежедневно приходили сюда - мыли, прибирали, расставляли, даже субботники проводили. Иконы в храм приносили со всей округи. Есть среди них старые церковные, сбережённые людьми от топора и огня.

10 ноября 1996 года на торжество по случаю открытия храма прибыли священники Новгородской епархии во главе с архиепископом Новгородским и Старорусским Львом. Владыка и совершил литургию по освещению собора. Собор Святой Троицы в Крестцах обрёл вторую жизнь. А в посёлке всё чаще стали поговаривать о возрождении и второго храма - Екатерининского собора. Всё должно вернуться на круги своя.

]]>]]>Устройство храма: паперть (крыльцо), сейчас не играет той роли, как раньше (стояли нищие просили милостыню); притвор (коридор): в притворе справа дверь в придел Антония Римлянина; слева дверь в церковно-приходскую школу, библиотеку и на колокольню; прямо - вход в храм. В настоящее время в храме два придела: основной - в честь Святой Троицы и придел, освящённый в честь Антония Римлянина. В приделе Антония Римлянина богослужения в основном проводятся зимой, при малом стечении прихожан. Также здесь проходит и обряд крещения.

Один раз в год на светлой седьмице (в течение недели после пасхи) любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокол.       

По статистике за 2006 год в Свято-Троицкой церкви было проведено 137 крещений и 7 венчаний.       

С апреля 1990 года по июль 2006 года настоятелем храма был отец Анатолий Лукашенков. Дочь Ирина вела церковно-приходскую школу.       

18 июля 2006 года настоятелем храма назначен Буланушкин Константин Алексеевич.

Около церкви находится могила протоирея церкви Святой Троицы Леонтьева Александра Афанасьевича, родившегося в 1832 году. В 1863 году 26 мая епископ Старорусский Герасим рукоположил его в диаконы и определил к ещё строящейся Троицкой церкви по избранию прихожан, а служил он временно в Никитской церкви (находилась рядом со строящейся Свято-Троицкой). 4 апреля 1864 года он принял сан иерея от епископа Апполония и заведовал ризницей и библиотекой Никитской церкви. После освящения каменной Троицкой церкви, служил в ней вторым священником. 31 декабря 1869 года был награждён набедренником за большие труды по постройке и устройству благолепия новой церкви. 3 апреля 1876 года он был также награждён скуфьей, в 1890 году получил благодарность. Служил в храме до самой смерти 1 ноября 1912 года.

По материалам Крестецкого краеведческого музея

 

]]>]]>