Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Сегодня День Российского флага

«Овеянные славою флаг наш и герб»

Из история рождения символов нашего государства.
           Символы России...Что это такое? Прежде всего, они связаны с историей родной страны. Какой она представляется человеку? На этот вопрос каждый может дать свой ответ. А я думаю, что правильнее будет вспомнить о том, откуда пошла и что есть земля наша русская.
 Однако ответы, без сомнения, будут разные. Говоря о родной земле, многие   сразу припоминают   самые дорогие приметы Родины. Для одних людей это бескрайние просторы лугов, леса, поля («Поле, русское поле...»), кому - то на ум придут известные на весь мир сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, Шапке Мономаха и, конечно же, не забудут про русские архитектурные святыни, существующие, разрушенные и восстановленные: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. А кто-то, возможно, обратит свой мысленный взор к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос.
И каждый по-своему будет прав. Происходит это прежде всего из-за неоднозначности понятия «символ». Не случайно проблемами символов и символики занимаются специалисты самых разных направлений: философы, математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы. По словам русского ученого – энциклопедиста А.Н. Лосева, понятие «государственный символ» является «упорным цепким тысячелетним понятием». Символы России, как и любого современного государства, существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти.
Остановлюсь на одном из символов государственности – ГЕРБЕ.
Геральдика, как искусство создания гербов, основывается на том, что каждый элемент герба должен нести свое определенное значение. Само слово «герб» по происхождению немецкое, в переводе оно означает «наследство». Уже в самом слове заложена одна их основных черт герба – стабильность, постоянство. Гербом государства он становится только при использовании на протяжении определенного времени. Так, изображение двуглавого орла в качестве государственного символа России ведет свой отчет с конца ХV века во времена правления Ивана III, когда гербом служила печать великого князя, на лицевой стороне которой был изображен всадник, протыкающий копьём змия, а на обратной – двуглавый орёл.
Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Вопрос о том, откуда пришел на Русь его образ, является спорным. Господствующей остается предположение Карамзина Н.М. о заимствовании двуглавого орла из Византии. Однако многие современные историки, В. Армамонов, Н. Соболева, подвергают эту версию аргументированной критике. Они считают, что наш «русский» двуглавый орел был принят в качестве герба по образцу Священной Римской империи. Существует по этому вопросу и еще одна, так называемая, южно-славянская теория, однако реальных следов, её подтверждающих, пока не обнаружено. Нельзя забыть и о более ранней русской традиции – одноглавом орле Владимиро-Суздальских соборов и эмблеме московской власти на печатях Великого Новгорода ХV века, но и эта «русская» версия, возможно тоже является общеевропейской. Таким образом, вопрос о происхождении на гербе России двуглавого орла пока остается открытым.
Нет однозначного ответа и на то, какой смысл вкладывали наши далёкие предки в это изображение. Это могло быть символом соправления в канун венчания на великое княжение преемника Ивана III - его внука Дмитрия - или символизировало объединение Московской и Новгородской феодальной республик. Так или иначе, общегосударственная печать 1497 года свидетельствует о том, что к тому времени уже сформировалась в основных чертах концепция власти Московского Великого князя.
 Изображение всадника на гербе означало древнее происхождение князя, который ассоциировался с правителем Руси, князем, царём, великим государем.
Символы всадника и орла вместе отвечали политическим устремлениям Великого князя: внутригосударственному стремлению объединить русские земли вокруг Москвы и внешнему – выдвижение Московского государства на международную политическую арену.
Как и само российское государство, герб менялся с течением времени. Первоначально герб начинался с изображения «орленка с закрытым клювом», однако уже в 15 веке «орленок начал раскрывать крылья», что как бы подтверждало, что Россия – государство молодое, но формирующееся как централизованное.  
А когда в 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что положило конец смутному времени, Россия сохранила свою государственность и начала восхождение по пути процветания и величия, орел на гербе встрепенулся и расправил крылья. При царствовании Алексея Михайловича Романова Россия сумела показать себя «всей Европе», и наш орел высоко поднял вверх раскрытые крылья. Позднее, в царствование Петра Первого, над головой орла появились сначала царские, а затем и императорские короны, символ растущего могущества, в лапах - атрибуты монархической власти: скипетр и держава, на груди появился герб Москвы, символизирующий ее столичный статус, на крыльях стали появляться гербы царств и великих княжеств, входящих в состав России. И, наконец, были приняты Большой, Средний и Малый гербы Российской империи, составлявшиеся согласно всем геральдическим правилам, которые символизировали собой единство и могущество России.
До конца ХVIII века коренных изменений в рисунке герба не происходило.
Павел I предлагал повесить орлу на грудь мальтийский крест, Александр I хотел расположить орлиные головы на разной высоте, но это не было осуществлено. Окончательно орел с поднятыми крыльями утвердился на гербе при Николае I.
В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его эмблемы показались большевикам символом самодержавия. Любопытно, что, выражая уважение к традициям и памяти других народов, авторы советского герба считали, что русский народ не имеет права на свои исторические, национальные символы. Они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. Напомню, что с 1917 года советское руководство даже и не ставило вопросы о символе русской государственности. Советский герб представлял собой изображение на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест - накрест рукоятками книзу и окруженных венцом из колосьев с надписью: «Российская социалистическая федеративная республика» и «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Он олицетворял нерушимость союза рабочих и крестьян, богатство и благополучие народов, интернациональную идею и занимающуюся над миром зарю коммунизма.
После распада Советского Союза в 1991 году потребовалась смена государственных символов, не соответствовавших государственному строю страны. После введения новых символов народ был мало информирован о них вследствие резких перемен. Не имея символики, человек не может почувствовать себя гражданином великой страны, все больше отчуждаясь от нее. Ведь государство без герба - государство без лица, а государство без гимна и флага—государство без души.
Нам известен герб Российской Федерации, в состав которой входили автономные республики и другие национальные образования. В каком качестве входил в эту федерацию русский народ? Каждая из республик имела свой национальный герб. Где же герб русских? Знаменательным стал 1991 год, когда была произведена попытка государственного переворота, вследствие чего в России была вытеснена диктатура коммунистов, и к власти пришли демократы во главе с Б.Н. Ельциным.
30 ноября 1993 года первый президент России подписал указ « О государственном гербе Российской Федерации». Двуглавый орел вновь стал гербом России. Его история отражает путь Российской державы, полный величия и драматизма.
На протяжении четырех с половиной столетий двуглавый орел неизменно оставался главной эмблемой русского государства, хотя облик его меняется от правителя к правителю. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства, три короны над его головой являются символами трех ветвей власти, скипетр означает защиту суверенитета страны, держава – её единство, а всадник – готовность к защите отечества. И будем надеяться, перефразировав слова Есенина, что ещё « Русь взмахнет крылами».
Помимо герба, высшим символом государства является флаг. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и государства.
У разрозненных российских княжеств были различные стяги, предшественники флага, символы княжеской власти. На полотнищах изображались то лик Спасителя, то герб. Цвет флагов был разным: белое с алой каймой полотнище флага Алексея Михайловича, багряно-красный флаг Дмитрия Донского и другие. Размер их тоже был различным.
Белый, синий и красный цвета как основа государственного флага появились не сразу. Государственное значение эти цвета приобретают в XVII веке при правлении Алексея Михайловича. В 1693году бело-сине-красный флаг официально становится государственным флагом Российского государства.
В 1858 году по указу Александра II государственный флаг меняет цвет, он становится черно-жёлто-белым, соответствуя цветам на гербе. С этого момента в России используются два флага: государственный и национальный. Александр III восстановил бело-сине-красный флаг как единственный символ России.
Флаг Российской империи утвердился по-настоящему лишь в 19 веке. Дело в том, что историческая судьба флага сложилась так, что он практически не был дискредитирован царизмом и с 1705 года оставался гражданским символом страны, хотя и был дважды боевым – вначале в Северной (1700-1721г), а затем в гражданской (1917-1921г) войне.
В 1914 году в государственный флаг было внесено изменение: две верхние полосы на самом почетном месте по геральдике перекрывались желтым квадратом с чёрным орлом. Временное правительство в 1917 году убрало крыж с орлом. В 1918 года совет народных комиссаров сделал символом советской республики красное знамя, в 1924 году на нём появилось   изображение в левом верхнем углу серпа, молота и пятиконечной звезды над ними.
Трехцветному флагу России в 2005 году исполнилось 300 лет, и все это время россияне прошли под бело-сине-красным флагом, исключая годы советской власти, когда цвет флага был красным. За эти века были созданы и могучее государство, и великая культура, которыми могла бы гордиться любая нация мира. Белая полоса на флаге символизирует мир, чистоту, свободолюбие, синяя – целомудрие, духовность, веру, красная – отвагу, героизм защитников отечества.
Флаг, как и герб   России, является историческим символом для нашего народа. Все государственно-исторические символы, под которыми наш народ пролил так много крови в 1941-1945 годах, должны пользоваться равным уважением и почитанием. 
Если герб и флаг – символы власти, несущие народу зрительные образы, то гимн есть не что иное, как выражение души, чувственное восприятие своей страны. Национальные гимны вернее всего отражают характер нации. Гимн - торжественное музыкальное поэтическое произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю страну. Так же, как и подъем государственного флага, исполнение гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему - вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием оружием военными. Подобно всем общенациональным символам, гимны каждого народа – это сокровища национальной культуры.
В отличие от прочих музыкальных произведений, гимны способны с необычайной силой воскрешать забытые эмоции и образы прошедших эпох. Исторические гимны России и в наши дни могут поддерживать самопознание и стойкость народа. Более того, гимны утверждают преемственность прошлого, настоящего и будущего в исторической жизни народа.
Музыкальные эмблемы России, как и в других странах Европы, прошли сложный путь. Как и в большинстве европейских государств, в России существовало одновременно несколько патриотических и национально- духовных песнопений. В 18 веке- «веке маршей» - они также сочинялись в военно-маршевой форме.
Гимны влияли на нравственную атмосферу общества и поведение людей. Гимн «Коль славен» нес воспитательные функции, заказные - официальные гимны, написанные в 19 веке, формировали монархическое мышление и несли лишь одну идею - монархическую. После ее дискредитации в глазах общества самодержавие не желало и не могло отказаться от монархического гимна в пользу непревзойденных по красоте глинковских гимнов, которые несли идею патриотизма («Славься» 1836г. и «Государственный гимн» 1834г.).
Некоторые из гимнов выражали черты русского характера: мужество и бесстрашие («Преображенский марш» и «Гром победы»), широту души, способность вдохновляться глубоким религиозным чувством.
После потрясений 1917 года Россия временно приняла не национальные, а международные гимны – «Марсельезу» и «Интернационал».
С изменениями в общественном устройстве современной России изменился и гимн. В 2000 году был утвержден президентом России В.В. Путиным современный гимн Российской Федерации, символизирующий независимость страны и ее международное признание. Автором стихов стал Сергей Михалков,   музыка осталась прежняя: известного советским людям композитора
 А. Александрова. Величественно и торжественно звучат слова Государственного гимна
                           РОССИЯ – священная наша держава
                           РОССИЯ – любимая наша страна…
И за словами Гимна – НАША РОДИНА, такая же Великая и Могучая:
                       От Южных морей до полярного края
                             Раскинулись наши леса и поля.
 
Каждый, кто слушает эти строки, испытывает (я уверена) истинные чувства любви к своему Отечеству, которое мы с гордостью называем РОССИЯ. И если каждый россиянин будет считать своим долгом   знать слова и мелодию Гимна, он проникнется чувством патриотизма, приобщится к великому и святому, с чем он связан глубокими корнями,   к своей Земле, Отчизне, Родине.
Таким образом, главные символы России – герб, флаг- не только символизируют преемственность и духовное возрождение государственности, но и несут в себе память о славе и доблести наших соотечественников на протяжении тысячелетней истории. Овеянные славой и доблестью, они с новой силой возрождают в нас чувство патриотизма и стремление к подвигу во имя Родины. Свободные от идеологии и классовых предрассудков, отвечающие всем важнейшим мировым требованиям, предъявляемым к государственной символике, наши герб и флаг объединяют нацию и призывают служить процветанию отечества.  
Базанова Алёна
 

 

]]>]]>