Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Живое дыхание «Строчки»

По материалам газеты «Крестцы» 

В районном краеведческом музее состоялось торжественное открытие выставки, посвящённой 85-летию со дня основания фабрики «Крестецкая строчка». Работни­ками музея в честь этого знаменательного события была организована выставка, содержащая экспона­ты частных коллекций, образцы, эскизы узоров и пр. В день открытия экспозиции методистом музея Н.В. Петровой для учащихся восьмого класса средней школы N91 была организована увлекательная экскурсия.

Снабженческо-сбытовое товари­щество «Художественная строчка» было создано в феврале 1929 года. Его первым председателем стал П.И. Архиреев, навсегда вошедший в историю как основатель «Строч­ки». А уже через год, в 1930-м, создаётся «Райстрочпромсоюз», объединивший в себе множество артелей, существовавших в Крестецком и Валдайском районах.

Параллельно организуется экспе­риментальная мастерская, в которой на промышленной основе начинает­ся разработка новых узоров, опре­деление технологических параметров будущих изде­лий и пр.

Так начиналась золотая эра «Строчки». В 1936 году было построено первое де­ревянное здание фабрики, которое в пятидесятых сме­нили новые кирпичные кор­пуса - в таком виде мы зна­ем предприятие сегодня.

Много за эти годы сверши­лось триумфальных дости­жений: наряды для коро­левских особ, постельное бельё и салфетки для луч­ших мировых отелей, всеоб­щее признание в России и за рубежом, победы на кон­курсах. Однако время эко­номических и политических реформ наложило свой се­рьёзный отпечаток и на де­ятельность знаменитой фабрики. Сегодня прихо­дится говорить о политике выживания, когда сам про­мысел отошёл на второй план, и чтобы хоть как-то со­хранить его, работницам фабрики приходится зани­маться пошивом ширпотреба.

Увы, всё меньше вписываются в современную реальность чуть наив­ные, но такие трогающие душу узо­ры, все эти шторки, подзоры, салфетки, дышащие уютом маминого дома, милого детства, где хозяйки состязались между собой, у кого ажурнее шторы и замысловатее на них узор. Сегодня другие приорите­ты, другой размах, однако, как ска­зала М.Е. Афанасьева, много лет яв­лявшаяся главным художником фаб­рики, выступившая с проникновен­ным рассказом о родной «Строчке», главное - хранить память, не расте­рять богатство, накопленное не одним поколением мастериц.

А это что, пластмасса? - спроси­ла удивлённо одна из юных посети­тельниц выставки у сотрудницы му­зея, недоверчиво дотрагиваясь до туго накрахмаленной плотной бело­снежной салфетки с крупными выст­роченными цветами.

Нет, - ответила экскурсовод, - это строчевая салфетка, настоящее, уни­кальнейшее произведение искусства.

Странно, - ответила та, - у меня дома на столе лежит такая же из пластмассы.

Этот короткий эпизод как нельзя лучше подтверждает актуальность высказанной Марией Евгеньевной мысли. Хочется, чтобы наши дети, да и мы сами не разучились чувство­вать живые и тёплые вещи и не оку­нулись в «пластмассовый» мир, ли­шённый души. И чтобы «Строчка», несмотря ни на какие современные веяния, продолжала оставаться брендом Крестецкого края, а из-под рук мастериц выходили всё новые и новые узоры.

О.Егорова

]]>]]>