Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Из истории Российских деревень

Содержание.

 
Введение.
 
Исследовательская работа по теме: «История Российских деревень» проводилась в течение нескольких лет
 
Цели: Развить интерес к истории Отечества, воспитать у учащихся патриотические чувства, совершенствовать исследовательскую культуру учащихся.
 
Задачи:
1.      Изучать историю родного края для составления летописи отечества.
2.      Воспитывать любовь к малой родине и ответственность за ее судьбу.
3.      Способствовать возрождению российских деревень.
 
История каждого края по- своему уникальна. Имея много общего с другими регионами Новгородчины, Крестецкий район носит и свои специфические черты. Встреча с историческим прошлым помогает сформировать у учащихся навыки работы с документами и историческими реликвиями, прививать им чувство гордости за свою малую родину,
В рамках исследования деревень мы использовали несколько методов: метод наблюдения, сравнения, изучение исторических источников, поездки по родному краю, встречи и беседы со старожилами.
Эту работу мы начали проводить  с сентября 2005 года и оформили в   2007 году. Жизненный опыт показывает, что происходящие события по прошествии времени начинают стираться из памяти  людей, исчезают письменные источники, уходят из жизни очевидцы событий и их участники, ветшают и стираются с лица земли   и многие деревни, связанные с историческим прошлым края. Поэтому сбор и фиксация материалов, связанных с историей деревень, является актуальной задачей.
Описание событий их бывшими живыми свидетелями, участниками, фото и другие материалы, их сохранение, пополнение фонда школьного музея – все это интересное и необходимое для потомков документирование истории родного края.
 
 
Название деревни связано с древнерусским словом «рахать» (рахнуть - бросать, гнать, швырять). А «раховать» - считать, быть бережливым. Языковед Фаслир отмечал, что в русский язык оно могло попасть через польский из средневерхнелицкого свыше 1000 лет назад. О том, что название деревни произошло от «раховать», говорит и её имя, использовавшееся в XV веке, – Рахово. Это слово у калужан означало – обсуждать, рассуждать. У смолян – условиться, сговориться. Отсюда и «рахоба» - счет, расчет, или рахмистр - кассир, казначей, счетчик.
Допустимо и происхождение этого названия от речных раков или озерных, которых в этих местах немало, однако в этом случае вероятнее всего было бы Рачье, Раково, Рачино.   Отсюда и глагол «рачить» - ловить раков, усердно стараться.
Первые поселенцы села были торговцами, «гостями». На это указывало и название деревни, находящейся недалеко от Рахино - «Диворощи».
Около 1495 года и в Локотском погосте находилась крупная деревня Рахово. Там делали сыр, сеяли лен, овес.      
Была деревня Рахово и в Семеновском погосте. Деревня   Рахово Семеновского погоста могла быть на месте Старого Рахино. В 1837 году там построена церковь. В 1908 году село Старое Рахино являлось центром Рахинской волости Крестецкого уезда.
Значительно позже на тракте С-Петербург – Москва появилось новое поселение, которое получило название Новое Рахино. Это произошло тогда, когда старый тракт, по которому ездила сама Екатерина Великая, выпрямился и стал идти, минуя Старое Рахино.
Известность Старое Рахино приобрело благодаря уникальному народному промыслу, получившему название «Крестецкая строчка».
 
 
Скупой на урожай была крестецкая земля и издавна здесь развивались ремесла. В селах плели кружева и корзины, мастерили бочки, делали гончарную посуду. Льноводство, хорошо развитое, способствовало появлению своеобразного занятия населения – строчевой вышивки. Льняной холст украшали особым образом: нити ткани по счету подрезались и выдергивались вдоль и поперек в определенных местах, отчего менялась структура ткани – получалась сетка, которая заполнялась различными узорами. Полотно натягивалось на пялы. Такие пялы сохранились у многих семей, в которых нередко и сейчас кто-нибудь из женщин занимается «строчкой». Устанавливались пялы на стойки определенной высоты. Квадратные пялы в народе назывались «круглыми» - за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам, причем строчильницы подбирались с «одинаковой рукой», т.е. опытные, хорошо владеющие искусством вышивания.
Строчевой промысел в Крестецком районе зародился примерно около 100 лет назад.   Местом зарождения этого промысла считается - село Старое Рахино. После 1905 года ремесло строчевой вышивки начало развиваться по окружным сёлам.
До 1905 года сбыт строчевых изделий производился исключительно в Петербург частными торговцами – жителями села Старое Рахино. Бывшая Крестецкая земская управа открыла два склада по приёмке строчевых изделий в Крестцах и в селе Старое Рахино. Увеличилась оплата мастерам, разнообразнее стали образцы рисунков для исполнения. Товар сбывался через губернское земство, доходы шли в пользу управы.
Село Старое Рахино – то место, откуда белоснежная строчевая вышивка пошла по свету в разные страны, за моря, океаны, разнося славу искусниц земли крестецкой.
И действительно, в те времена все жители села Старое Рахино, а их насчитывалось более 300 человек, занимались строчевой вышивкой на дому, сидя на табурете и туго обтянув тканью колени – так удобнее. Мастерство строчения передавалось из поколения в поколение, чаще всего матери приучали дочерей уже с 7-8 лет делать несложную вышивку. Потому нередко девочки в 13-15 лет становились квалифицированными мастерицами.
В 1907 году, когда организовалось в Старом Рахине потребительское общество «Артель», то в нем работали не только женщины. В одной из строчевых мастерских были объединены мужчины, в совершенстве владеющие искусством строчки. Возглавлял её крестьянин Алексей Иванович Сухов – автор и исполнитель многих высокохудожественных рисунков на холсте.
Купцы и предприниматели, стоявшие во главе артелей, обеспечивали вышивальщиц материалом. Сбывая готовые изделия, они получали крупные барыши. Проезжавшие мимо села скупщики за бесценок приобретали изделия с превосходными белоснежными узорами и распродавали их в других волостях и городах, тем самым прославляя мастерство оригинальной строчевышивки.
В одной из газет «Серп и молот» за 1925 год можно было прочесть: «Село Старое Рахино Крестецкой волости – центр строчевого промысла. Нет ни одного дома, самой захудалой крестьянской избёнки, где не увидел бы пяльцев. Везде крестьянские девушки при скудном керосиновом освещении по 12-14 часов в сутки сидят согнувшись и строчат тончайшие узоры за 15-20-25 копеек  в день какому-нибудь Кит Китычу…»
Года два спустя, было организовано строчевое  товарищество в п. Крестцы, возглавил которое Петр Иванович Архиреев, прекрасно владевший мастерством строчки. В этом же году его избрали председателем правления. Для развития строчевого промыслового производства имелась и необходимая сырьевая база. Организация совхозов расширила площадь под посевы льна. Изделия крестецких мастериц закупали Бельгия, Голландия, Швеция, Брюссель и Токио. В артелях работали не только женщины, но и мужчины. Возглавлял эти мастерские, как упоминалось ранее, Алексей Иванович Сухов- автор и исполнитель многих рисунков на холсте. В 1931 году было создана экспериментальная мастерская. Здесь разрабатывались новые рисунки, технические карты вместе с образцами изделий, налаживалось и цеховое производство. В 1936 г. на берегу реки Холовы строится первый производственный корпус. Все узоры строчились еще вручную. Изделия тогда все стирались и гладились тяжелыми чугунными утюгами.
Наиболее ранний вид Крестецкой строчки - «тарлата». Вышивается он по крупной дёржке через 6-8-10 ниток. Очень интересен узор «рассыпной гипюр». Узор «паучок» выполняется в квадрате из четырех клеток. Примечателен и узор «старинное вологодское стекло». Умение выполнить его – признак высокого мастерства вышивальщиц.
Грянула Великая Отечественная война. Закрылись строчевые мастерские: мужчины ушли на фронт, женщины были заняты на окопных работах, убирали урожай, валили лес. Экспонаты музея, благодаря энергичным мерам П.И. Архиреева, были вывезены за пределы области. 286 изделий были переданы на хранение в запасники Свердловской картинной галереи. Но уже в 1942 году возобновили работу несколько строчевых артелей. И вновь мастерицы принялись за свою работу. В 1943 году работали 6 артелей, стала работать и экспериментальная мастерская. Строчили женские платья, блузки, мужские рубахи, детское белье, скатерти, наволочки, накидки.
На ткани появляются новые узоры: затейливые мыльные пузыри, паучки и мережки. Женщины за работой пели песни, положив тем самым начало фабричному хору. Песни, порой замысловатые, как переплетение нитей ажурной строчки, радовали душу и создавали особое настроение, неразрывно связывая музыку с народным промыслом. В государственном архиве Новгородской области сохранились документы коллективной мастерской.
В послевоенное время и особенно в 80- е годы XX века народный промысел Крестецкой строчки достиг наибольшего расцвета, а дарование каждой мастерицы проявилось в полную силу, благодаря работе художников фабрики.
Там, где река Холова делает поворот, чтобы широко и привольно разлиться по долине, стоят корпуса фабрики «Крестецкая строчка».  Отсюда отправляются по многим адресам страны, нередко и за границу, строчевые изделия, украшенные эмблемой предприятия – буквой «К», в которую вплетён узор волшебной птицы. Над проходной читаем: «Управление развития народных художественных промыслов и сувениров Министерства 1-ой степени фабрика «Крестецкая строчка».
В фабричном музее хранится небольшая салфетка из тонкого полотна, на ней выстрочена лихая валдайская тройка. Вышила эту салфетку в начале нынешнего века 12- летняя крестьянская девочка Шура Ананьева, с раннего детства перенявшая мастерство от матери, потомственной вышивальщицы.
Наш  поиск  по истории  этого  уникального  народного  мастерства  привёл  нас
 в посёлке Крестцы в дом внучки Малышевой Марфы Ивановны, которая показала фотографию бабушки и подарила полотенце с инициалами «М. И.» - Марфа Ивановна. Изделие сделано в 1915 году, когда Марфе Ивановне было 15 лет.
Малышева Марфа Ивановна родилась в деревне Шутиловичи в 1900 г. Отец, Иван Афанасьевич, был купцом, скупал изделия из близлежащих деревень. Отвозил их в Санкт- Петербург и Москву. На вырученные деньги покупал нитки и материал. Марфуша строчила себе приданое; полотенца, которыми украшались самые видные места в избе; постельное и столовое бельё; вышивала платки, воротники, кофточки, передники.
В Крестецкой строчке знают и помнят мастера художника «Крестецкой строчки» Столбнёву Анастасию Петровну. Родилась она в деревне Берёзка Крестецкого района. В раннем возрасте мать заставляла её строчить, чтобы заработать деньги на хлеб. Эта работа с детства запала в душу Анастасии. Семья переехала в Крестцы, и тогда Настя поспешила на работу на фабрику. А потом стала здесь признанной мастерицей, да ещё какой! Изделия Анастасии Петровны были представлены на выставке в Новгороде, Брюсселе.
Строчевая вышивка была известна и в д. Мокрый Остров. В снежной белизне зимы деревня виделась издалека. Неглубокие чистые речушки обвивают деревушку кольцом. Отсюда и название Мокрый Остров. Старейшая строчильщица Анна Семеновна Лашкова была родом из этого села, там родилась и Зоя Петровна Софронова.  Двенадцатилетней девочкой в 1943 году пришла в цех ручной строчки Сафронова Зоя   и 34 года проработала на фабрике. 8 лет работала в экспериментальной мастерской – выполняла вышивки ручной строчки. Ей поручали самые ответственные заказы - выставочные, сувенирные.  За доблестный труд была  она награждена  орденом «Дружбы народов» и медалью «Ветеран Труда». Правнучка  Зои Петровны Ольга Михайлова, работница фабрики, вспоминает, как пели бабушкины подруги песню: «Ремесло старинное мы не позабудем, чудо-сказку русскую дарим добрым людям». И радостно становится от того, что в непростое наше время  на берегах тихой речки Холова  продолжает жить и развиваться старинный и вечно молодой промысел, будут радовать людей волшебные узоры мастериц, которые в свой труд вкладывают жар души, силу таланта и крылатую фантазию.
«Ширь и свет родного края,
Песню птиц, березку грустную
Даришь людям, устали не зная,
Крестецкая строчка – гордость русская!»
 
 
В начале XX века д. Соменка (93 двора, 406 жителей), находящаяся на Старо-Московском тракте у реки Полометь, относилась к Рахинской волости Крестецкого уезда. Здесь имелись две мелкие лавки и кузница, часовня и молитвенный дом.
Недалеко на той стороне реки стояло село Ракушена. А населённых пунктов с таким названием было около пяти:
1) село (31двор, 174жителя) на Старо-Демянском тракте, с часовней, школой, фельдшерским пунктом, лавкой, земской конной станцией.
2) Погост (3двора, 9 жителей) с церковью и школой.
3) три усадьбы Ракушино: хозяйства И.В.Иванова, О.П.Афанасьевой и В.В.Николаевой.
Вероятно, в писцовых книгах Деревенской пятины около 1495 года эти деревни упоминались как Соменица и село Ракошинское, где рядом находилось и Ракошино. А обилие археологических памятников в округе доказывает, что устойчивые поселение здесь могли появиться более тысячи лет назад. Сопки, курганы, жальники у Заречья, Кашина, Кривого Ухаба, Ракушина подтверждают это.
Безусловно, названия этих двух древних и опорных деревень сельсовета связано с дарами рек и озёр – сомами и раками (возможно и «ракушками»). Но это лишь подтверждает их глубокое прошлое, когда на берегах Поломети (Полымяти, Полумяти) люди стали сочетать рыболовство с земледелием.
Деревню Сомёнка можно разделить на три части. Известны и их старые названия: Шушары, Заречье и сама Соменка. А в 60- е годы в Соменке улицы получили названия: Зелёная, Заречная, Школьная, Центральная, Молодёжная.
В округе известны старые окопы, землянки, в 2,5-3 км от деревни в годы войны был аэродромом. Деревню Соменка окружают леса, поля, луга, которым даны местные названия: Капустники (с давних времён там выращивали капусту, продолжают этим заниматься и в настоящее время); Кирпичники - поле в 1,5 км от деревни, почвы тяжёлые, глинистые. Раньше из этой глины делали кирпичи.
Луга, которые выделены под частные сенокосы, тоже имеют свои имена: Горские (за деревней у кладбища); Симкины (к аэродрому); Ширь – широкие площади, на которых проведены мелиоративные работы; Бобриха – в 4 км от Соменки около деревни Крутой Берег; Лобаниха – более высокое место, куда ходят за малиной и грибами.
Привлекает путешественников и любителей природы озеро Сомёнское, в 1 км от деревни, окруженное соснами, и другие озера округи.   Очень красивый здесь природный уголок.   В 3 км от этого озера - Глухое озеро. Оно находится в глубине леса и его считают бездонным. В самой деревне находится озеро Маленькое (по размерам), на берегу которого построены скотные дворы, МТФ и кочегарка. Все они загрязняют это озеро, что приводит к гибели многих видов рыб.
Деревня Сомёнка находится на правом берегу реки Полометь, а на её левом берегу расположены д. Заречье, где есть археологический памятник- сопка и д. Кашино. Деревня со всех сторон окружена болотами: Гажье болото (встечаются очень часто гадюки), Васюткино, Козлово болото.
По деревне протекает река Царевка, она берёт начало из Большого Сомёнского озера, когда-то это был очень узкий, чистый и глубокий ручей. Теперь берег этой реки летом превращается в пляж.
На реке Полометь тоже есть купальные места - Ластчкины гнёзда, один берег реки обрывистый, в нём много круглых отверстий - это гнёзда ласточек. Сомёнка с давних времён была «вольницей», здесь не было помещиков.
По мере уменьшения   влияния церковных властей в Великом Новгороде, падало и значения их многовековых вотчин. В начале XX века Ракушино и Сомёнка были всего лишь деревнями Рахинской волости Крестецкого уезда. В 1908 г. деревни нынешнего Ракушинского сельсовета с центром в д. Сомёнка выглядели так: Завысочье - 17 дворов и домов, 85 жителей; Зелёный Бор, Каменка (Каменникъ), Кривой Ухаб (Загостицы) Крутой Берег (Телятниково, Бобриха), Кукуево (Кукуйка), Рогвино. Последняя деревня стояла на Старо-Московском тракте у ручья Рогвино, а Каменка и Кукуйка находились у ручья Пелеха.
До Октября и в первый год советской власти в здешних деревнях значительно развивалось кооперативное движение. При Ракушинском сельскохозяйственном и кредитном товариществе в 1919 году был создан кружок краеведения (руководитель И. Привалов). До октября крестьянские дети бегали в Ракушинскую школу по соседству с церковью. Несколько лет спустя была построена школа в селе Сомёнка, которая сейчас является основной, 9-летней. Здесь был в недалёком прошлом богатый совхоз. Когда отношение к сельскому хозяйству изменилось, многие совхозы и фермы просто исчезли, но только не в этих деревнях. СПК «Озерки» и сейчас не только существует, но развивается, наращивает животноводческие и молочные мощности и является одним из стабильно живущих сельскохозяйственных коллективов Новгородской области, руководит которым В.М. Кузьмина, потомственная крестьянка, депутат областной Думы.
Любопытен такой факт, что в нескольких километрах от Сомёнки находится достопримечательный памятный знак «Игнач-Крест». Он установлен на границе Крестецого и Валдайского районов предположительно в том месте, где когда-то в средние века были остановлены полчища хана Батыя, шедшего со своей ордой покорять Великий Новгород. Но город остался свободным, потому что татаро-монгол остановили болотистые места, которые во время весенней распутицы и высокого уровня воды в реке Поломять не позволили идти дальше. Возможно, войска Батыя устали от длинного и долгого похода, выдохлись войны, поистратили фураж и решили вернуться. А может быть, верна и другая народная версия, по которой монах Игнач остановил их, выставив впереди себя крест, чтобы тем самым показать, что за этим крестом Батыя ждет поражение от новгородских воинов.
 
 
По-старому люди называют эту деревню Грабилово. Находится она недалеко от Сомёнки. Это название произошло от слова «грабить». Раньше жители этой деревни занимались грабежом.
В километре за деревней сохранился большой ров. Раньше там стоял дом богатого помещика, защищённый этим рвом именно от воров.
В 2 км от деревни находится поле, которое называется Феленец (по фамилии купца Феленцова, который там проживал). Неподалеку от него протекают два ручья - Логинов ручей (по фамилии купца) и Крутой (у ручья крутые берега).
 В полукилометре можно отыскать Полько (оно очень маленькое по размеру), которое засевается многолетними травами. В 300-х метрах от деревни находится Горелое болото. На нем растет мох черного цвета, но здесь не растут ни ягоды, ни грибы.
В окрестностях деревни имеется местечко Лисьи Ямы, названное так потому, что когда-то здесь можно было увидеть много лисьих нор. На окраине располагается Франтова Сопка, возле  которой когда-то жил помещик Франт.
Сами Озерки расположены на берегу Грабиловского озера. В километре от него в лесу имеются два озерка: Глазочек (маленькое, круглое, похожее на глаз) и Глубочек (маленькое, но глубокое).
Местность здесь очень красивая. Не случайно и сельскохозяйственный производственный коллектив, пришедший на смену совхозу, так и стал поэтично называться «Озерки».



Из истории деревни Ручьи.

 
Название «Ручьи» возникло, видимо, потому, что в cеле протекают две речушки:  Игрейка и Яемля и ручей с удивительно светлой и холодной водой -Бела-ручей. Его исток – бьющий из-под кручи сильный родник.
Недалеко от д. Гряда ручей впадает в Яемлю. На месте деревни раньше был погост Ручьевского прихода. До сих пор стоят там две церкви: белая каменная и деревянная – Георгиевская церковь, памятник архитектуры XVIII века. Возле деревянной церкви находится старинное кладбище.
Самые старые дома в Ручьях - дом попа Граничева, дом сторожа церкви, летний дачный дом помещика–профессора Сиротина. У дороги была построена церковно-приходская школа, начальная. Сейчас в деревне более современная школа – основная, учащиеся которой проводят большую работу по оформлению материалов для местного музея поэта – модерниста Велимира Хлебникова, похороненного на местном кладбище.
  В Подсеке жил помещик Подушкин. Земля принадлежала церквям, крестьяне её арендовали. Было всего два дома рабочих.
Заселение этой деревни началось после революции. Сюда приезжали жители близлежащих хуторов. До 1955 года насчитывалось 12 домов. Коренные фамилии   деревни: Петровы, Матвеевы, Храбровы, Балагуровы.
Особенно расстроилась деревня в период, когда проводилось укрупнение совхозов, в 60-70-е годы. Она стала центральной усадьбой совхоза «Ручьи». Этому способствовало выгодное расположение Ручьёв на трассе Крестцы - Боровичи.
Зато другие деревни  в округе постепенно исчезли как населённые пункты, остались лишь их названия. Это: Исаково, Комарово, Алексеево, Санталово, Еванково, Кабницы, Хмеловичи, Каменка, Горка, Пехово, Дубровка, Прудищи, Залесье, Подлипье, Вяково, Тимофеево, Раменье, Сады.
Если раньше в деревне Ручьи была одна улица, теперь она называется Центральная, то сейчас появились Молодёжная, Лесная, Велимира Хлебникова. Выросли они на месте полей, леса и болота.
В центре Ручьёв издавна находится сопка, объявленная археологами памятником. Такие же сопки, поросшие соснами, есть в д. Волма. Какие тайны хранят они? Известно, что древние поселения словен находились по рекам Холова, Волма.
Неподалёку от деревни Гряда проходит озовая гряда, которая осталась после прохождения ледника. Лесной вал, то расширяясь, то сужаясь идёт от д. Ляковы мимо Гряды, а затем поворачивает на Подсеку. Длина вала около десяти километров,  ближе к  своему устью гряду пересекает Бела-ручей.
На реках Игрейка и Яемля есть купальни № 1, 2, 3. Недалеко от Мызы и от реки Игрейка находится искусственный водоём для купания (БАМ). Удалённые места купания Воробьёвское озеро (Маковское) и озеро у д. Чернещино.
Как и многие другие места Крестецкого района, Ручьи невыразимо красивы, особенно, когда смотришь как по взгоркам то поднимаясь, то спускаясь вьется дорога, ведущая в Боровичи.
 
 
 Деревня называется Локотско, так её называли и в старину. На деревенском кладбище многие надгробия датируются 1500 годом. Местные жители утверждают, что деревне более 1000 лет. Так как село старое, мало кто знает о его происхождении. Некоторые утверждают, что здесь поселились люди, когда появилась дорога, соединяющая Локотско и Еваничи. В центре деревни дорога делала крутой поворот и была похожа на локоть. Отсюда появилось название Локоток, а потом уже Локотско. Другие утверждают, что Локотско находится у подножия Валдайской возвышенности и в рельефе это локоть, а отсюда и название деревни.
С тех давних времён деревня сильно изменилась. Раньше она была небольшая, но очень богатая, здесь жило много купцов. У всех были двухэтажные дома. Внизу обязательно чем-нибудь торговали: пивом, баранками, маслом и т.п., поэтому было много магазинов.
Все дома стояли близко друг от друга, и все вдоль одной улицы. Была небольшая дорожка к озеру, вымощенная камнем. Только она имела официальное название - Улочка. Когда в мае 1942 года Локотско сгорело, то после пожара осталось всего несколько домов. Однако деревня не умерла. Вновь отстроились дома, но теперь в большинстве своём это были одноэтажные домики. А после 1967 года село стало расти и в один край, и в другой. Тогда-то и появились названия улиц, в том числе и современные: Глиняная гора, Рыхловская гора, Заречная, Молодёжная. А центр села так и остался Локотском. И зачастую слышишь: «Пойдём на Локотско» - это значит в центре деревни. (приложение)
Не только название деревни дошло до наших дней и не изменилось, остались названия, которые и по настоящее время употребляются в разговорной речи. Это названия полей, лугов, лесов.   
Совсем близко от деревни над озером в лесу есть небольшое поле. Его называют «зеркальце», по-видимому, за правильную форму круга. А немного на запад от этого места тянулись луга на 3 км и назывались Пустошь.   Прошло время, и луга заросли лесом, но название сохранилось.
На юго-востоке от деревни большой массив леса, здесь растут сосны, ели, березы, рябина, крушина, коринка и другие деревья и кустарники. И все это Локотская ухожа. Почему именно ухожа? Потому что место это ухоженное было, за ним следили, вокруг тянулась изгородь, зачастую здесь пасли скот.
А вот на западе до самого горизонта раскинулись луга. Сейчас сохранилось одно название - Любин хутор. От самого хутора и следа не осталось, а за лугами название закрепилось.     
Когда выезжаешь из деревни в сторону Крестец, то в правой стороне где-то внизу журчит речка Холова. А у местечка опять старое название - Броды, потому что здесь наши предки переправлялись через реку, чтобы попасть на поле за рекой.
На севере в 1 км от Локотска хутор со старым названием – Жужель.   Здесь же несёт свои воды и небольшой ручеёк – Жужельский. А дальше болота: Сосновое – вокруг одни сосны стройные, ровные, так и красуются одна перед одной; Берёзовое – название снова с лесами связано. Немного дальше – Лисье болото. Вокруг болота горки, и все изрытые норами лис.
Прислушаетесь, и вновь услышите, как где-то колокольчиком звенит ручеек - это Муравка-вторая, а есть и первая, но только она в самой деревне.
Местность вокруг деревни можно назвать замечательной, то взгорок, то ложбина, потому и сейчас любят эти места дачники, а вскоре здесь намерены построить базу отдыха.



Из истории села Усть – Волма.

Эта деревня считается памятником истории и культуры, связанным со знаменитой фамилией Татищевых. Правда, Василий Никитич Татищев, русский государственный деятель и историк (1686-1750), родился под Псковом, но его родственники жили и под Новгородом. В Усть-Волме большие строительные работы были проведены в  конце XVIII века именно при Татищеве. От той пары остались парк, каменные и деревянные постройки, в том числе дом помещика, в котором находится основная школа.
До сих пор не уточнена дата возникновения деревни, хотя уже имеется для этого достаточно источников. Около 1495 г. в деревенской пятине был зажиточный Усть-Волмский погост. Здесь находился  «Пречистый монастырь». Деревянная церковь Рождества «Пречистой и Пресвятой Богородицы», построенная в 1744 году, сохранялась здесь до начала нашего века. А в 1797 году на средства помещика Третьяковского в селе возвели каменную церковь «Во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова».
Деревня Усть-Волма считалась общей, в ней были владения «Великого князя», отданные помещикам. Село Волма впервые упоминается в берестяной грамоте №390, относящейся к концу XIII века. Наличие у деревни городища и сопок говорит о заселении этих мест примерно с VIII века нашей эры.
Погост на Волме, находящейся у реки Мсты, могла определить в 907 году княжна Ольга, устанавливавшая тогда на Мсте погосты. Земли считались очень выгодными, по этому их и старалась захватить духовная знать, бояре и помещики.  
В 1583 году в Обонежской пятине находилась часть Усть-Волмского погоста, но большая его часть была в Деревенской пятине. Деревня «Васкова, слывёт Делихова гора», принадлежала помещику Дмитрию Борисовичу Третьякову. Пустошь «Меншово Васково» считалось Фёдоровским поместьем «Неклюдова, сына Качалова». На правом берегу Мсты на погосте было «три деревни живущих, да две деревни пусты, до починок пуст, да семь пустошей».
В начале XX века в Крестецком уезде была Устьволенская волость. Волостное правление находилось в деревни Любцы на Мсте (98 дворов, 91 дом, 314 жителей, 37 верст от Крестец). В селе находились часовня, земская школа, мелкая лавка. Погост «Усть-Вольно» (8 дворов, 8 домов) был в 28 верстах от уездного центра. На нём проживало 15 человек, имелись 2 церкви, часовня, фельдшерский пункт. Рядом на земле действовала «Устьволенская пристань» (15 дворов, 11 домов, 27 жителей), с тремя лавками и двумя трактирами при почтовом тракте.
В нескольких верстах на реке Волме стояли деревни: Великая Нива(202 жителя), Воронова(268 жителей), Жерновка (176), Курово (327), Сергеево (163) и другие.
Население привлекалось на работы на окрестных заводах (например, кожевенное заведение в Усть-Волме действовало с 19 века), к лесному промыслу. В усадьбе Воронья гора на реке Мсте был небольшой стекольно-хрустальный завод О.А. Шмидта.
Усть-Волма –  центр бывшего зажиточного совхоза, центр сельсовета Крестецкого района, стоит там, где река Волма впадает в реку Мсту. Места здесь живописные и богатые историей.
В районе д. Усть-Волма имеется старое городище-городок, расположенное в 2-х километрах от Усть-Волмы по левому берегу р. Волма перед впадением реки во Мсту.
Близлежащие поля имеют старые названия: Вертух, Мосня, Филоново, Грешневик, Поклонница, Поддубье, хутор Вольнищи, Восток и другие. Болото, расположенные в округе, тоже имеют названия: Кошачье, Большая и Малая Самара.    Есть в округе и озёра: Олешенское, Белое, Чёрное.
 Десятки жителей села сражались на фронтах Великой Отечественной Войны, многие героически погибли. В память о них при въезде установлен обелиск. Авторы проекта   учитель-пенсионер Иван Васильевич Кузьмин и лесничий Владимир Иванович Смирнов.  9 Мая 1969 года обелиск открыли, на нём 180 фамилий тех, кто погиб  в боях за Родину.

Заключение.
 
Пословица гласит: «Где родился там и пригодился!» Мы с нею не спорим, а напротив, хотим подтвердить, потому что, изучая историю родного края, убедились в том, что много интересного из жизни деревень, где родились и выросли многие наши бабушки и дедушки, нам посчастливилось узнать в процессе нашего исследования по теме «История российских деревень».
Исследовательская работа проводилась в течение 2-х лет.   Жизнь малых   деревень Крестецкого района отразилась в ней и стала ближе и понятнее участникам походов жизнь крестецких крестьян, её радости и печали.  
Встречаясь с сельчанами, людьми весьма преклонного возраста, слушая и записывая их рассказы,  мы узнали об истории каждой отдельной деревеньки, о том,  чем занимались раньше её жители, познакомились с историями жизни выдающихся людях, живших  в тех местах,  полюбовались  красивейшей природой этих деревень.
Кроме того, мы выясняли  причины, почему жители покидают деревни, которые раньше славились и были центрами развития и культуры окружающих малых деревень.
Исследуя названия рек, озер, местечек, занимались топонимикой и наносили на свои карты эти названия. Из архивов узнавали об истории и времени  построения церковей и других достопримечательностей сёл. Нас интересовали и такие цифры, сколько людей посещало  церковь, будет ли церковь восстановлена в настоящий период, если до настоящего времени она не работала.
Эта работа помогла нам  совершенствовать наши умения  по анализу материалов, их осмысливанию и предъявлению  исследовательской работы в области краеведения.
В классе активизировалась поисково-исследовательская деятельность, у ребят развился интерес к истории Отечества, которая стала ближе и понятнее.
Автор работы:
Маршалко Татьяна, географ-краевед,
 
Научный руководитель:
Булатова Людмила Александровна,
учитель географии, высшая кв. категория.
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2»
 



Использованная литература.

 
1. В. Абрамов «Крестцы-городок на Большой дороге» В.Новгород. 2007г.
2. Архивные материалы музея «Крестецкая строчка»
3. Архивные документы и материалы газеты «Крестцы»
4. А.Гутина «Мастера волшебного узора, Лениздат, 1979 год.
5   Материалы школьного музея МОУ «СОШ №2» п. Крестцы.
6. Материалы краеведческого музея п. Крестцы.
7. К.В. Минутин «Крестцы».   Лениздат, 1983 год.
8. Воспоминания жителей д. Старое Рахино.
 
 
]]>]]>