Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

«Кузьминки» в центре народного творчества

3 декабря 2013 года

Первый зимний народный праздник – Кузьминки. 1 декабря 2013 года  в  МБУК «Районный  центр народного  творчества» встречал  группу туристов  из  Москвы, в  составе  которой  были  школьники 5 и 6 классов. Для детей был  проведен праздник народного календаря «Кузьминки».

Это старый русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый зимний праздник, начало зимы именовался «Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники» и отмечался 14 декабря. В этот день уже устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы: «Демьянов путь - не путь, а только зимы перепутье», «Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать», «Демьян, окамени воды». В народе этот день называли просто Кузьминки, да еще и приговаривали: «Кузьминки - об осени поминки», «Кузьминки - встреча зимы».

Праздник этот в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна - покровителей плодородия, супружеского счастья и защитников кур, отмечался после окончания уборочных работ. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых девушки не только пряли, ткали, вышивали, но и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.

Перед Кузьминками девушки собирали складчину ссыпчину для застолья, наряжались, ждали парней и пели:

Матушка Кузьма-Демьян
По сенечкам ходила,
Гвозди собирала,
Свадебку ковала!
Крепко-накрепко ковала,
До седой головушки,
До долгой бородушки!

Обрядовым кушаньем являлись каша и куры, пироги с капустой и творогом.  Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой приносить счастье и плодородие. Поэтому Кузьминки иногда называют «куриным праздником», «курьими именинами». Недаром в народе говорят: «Батюшка Кузьма-Демьян - куриный бог», «Кузьминки - курьи именины, девичий праздник», «На Кузьму-Демьяна - курицу на стол».

Несмотря на то, что праздник Кузьминки назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично – «матушка Кузьма-Демьян».

Кузьма-Демьян стали почитаться не только как податели плодородия, устроители браков и учителя женских работ, но и как покровители кур. Отсюда куры - непременные спутники свадебных церемоний. Курник - обрядовый пирог, который подается молодым.

На Кузьминки девчата гадают о замужестве с помощью петуха и кур. Раскидывают по полу сплетенные золотистые колечки из соломки с вкраплением зерна, примечают, где чьи. Птицы клюют колечки именно тех девушек, которым суждено скоро выйти замуж.

Раньше родители устраивали для дочери-невесты проверку на зрелость. 14 ноября мать выдавала ей ключи от всех кладовых и позволяла брать, что захочет из съестных запасов. Дочь сама готовила для семьи кушанья и накрывала праздничный стол. Поэтому угодению отец и мать судили, готова ли девушка замуж идти, рачительна ли, умеет ли гостей приветить.

О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: «Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать».

По народному представлению, Кузьма и Демьян слывут мастерами кузнечного дела. Люди верят, что именно они куют плуги и цепи, раздают их тем, кто их особенно почитает - «Узловать Кузьма, развязать нельзя».

По поверью куют святые и обручальные кольца - «Кузьма-Демьян приходит на свадьбу к нам со святым молотом». Брачные цепи (узы), что соединяют двоих именно 14 ноября, разорвать невозможно, так как у святых братьев легкая рука.

Большой интерес у учеников вызывают народные приметы, связанные с этим днем - «Снежный день на Кузьминки - будущей весной большой разлив», «Если на «Козьму и Демьяна» лист остается на дереве, то на другой год будет мороз», «Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)», «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются».

Ребята  познакомились  с традициями и обычаями,  с «Кузьмой», который  приветственно  встречал  их в горнице, играли в традиционные  народные  игры (Яша, Козел, Заинька), водили  хороводы и гадали. Под  веселую народную музыку,  разбрасывали сено и танцевали на  нем провожая Кузьму-Демьяна до  следующего года.

Праздник  закончился чаепитием с традиционными  русскими пирогами? с  сахарком в прикуску и веселыми песнями.

Штоп Т.А.    

]]>]]>