19 марта 1906 года приказом по морскому ведомству Российской империи подводные лодки были объявлены самостоятельным классом морских кораблей. Способные длительное время действовать в подводном положении для поиска и уничтожения кораблей и судов противника, выполнять боевые задачи, требующие высокой скрытности и внезапности, значительного радиуса действия, автономности и ударной мощи, подводные сипы Морского Флота всегда играли особую роль, находясь на страже интересов страны.
В нашем районе есть замечательные люди, чья судьба в разной степени связана с этим родом сил флота. Один из них мичман Александр Павлович Малов, отдавший службе 16 лет.
Однажды вовлёкшее в свою стихию человека, море навсегда оставляет след в его душе. Поначалу судьба ничем не намекала уроженцу посёлка Александру Малову о его будущей связи с флотом. Окончив третью школу, пошёл служить в армию - попал в автомобильные войска в Сертолово. После демобилизации ударно трудился в леспромхозе. Но когда однажды от друга, служившего на Северном флоте, получил приглашение, раздумывал недолго - собрался и поехал в Североморск, ставший на долгих 16 лет вторым домом. Там же прошёл обучение в школе мичманов. По завершении получил назначение начальником гаража дивизии. А хотя страстно мечтал выйти в море - с приказом не поспоришь. В поле деятельности А. Малова оказалась техника и обсуживающий личный состав. Будучи человеком настойчивым, не оставлял попыток добиться перехода на подводную лодку. И добился-таки своего: был назначен старшиной команды гидроакустиков, на ракетный подводный крейсер стратегического назначения.
Это время, сочетавшее молодость и любимое дело, по его признанию, было самым лучшим. Экипаж 145-150 человек (из них только 30-40 - матросов, остальные - кадровые военные) держал лодку» в течение полугода: чёткое выполнение поставленных задач, подготовка, стрельбы, походы, несение боевого дежурства, переходы к месту ремонта в Северодвинск и др.
Слушая неторопливый рассказ о служебных буднях, понимаешь, насколько серьёзно и ответственно каждый член экипажа подходил к выполнению своих обязанностей. Требование строгого выполнения служебных инструкций позволяло снизить вероятность несчастного случая. От каждого лично зависела общая безопасность.
- До сих пор, - говорит Александр Павлович, - помнится этот мерзопакостный сигнал «Аварийная тревога», наверное, у каждого вызывавший душевный холодок. Заслышишь и мгновенно бежишь на свой пост.
Через полгода передавали смену другому экипажу, затем лечение, отпуск, и всё начиналось заново...
Ещё жива была советская эпоха, и наш атомный подводный флот считался одним из сильнейших в мире. Отношение к морякам-подводникам со стороны государства было исключительное в плане материального обеспечения. Одно питание чего стоит - разнообразное и высококалорийное. Люди несли огромные нагрузки, сказывавшиеся на физическом состоянии, отсюда и соответствующее медицинское обслуживание, и льготы.
Молодёжь же, попадавшая на службу, в автономном плавании проходила настоящую школу жизни. Испытаниями были и жизнедеятельность в замкнутом пространстве, и внештатные ситуации - во всём проявлялась человеческая сущность.
- В отношении новичков, - вспоминает собеседник, - даже на берегу, заступая на дежурство, следили за порядком, исключая какое бы то ни было проявление «гадковщины», берегли молодых матросов.
Но не только строжайшую дисциплину отмечает мичман. Мало кто из гражданских лиц знает о строгих требованиях к чистоте и порядку на субмарине. Чего стоят хотя бы только ежедневные малые приборки, не говоря о больших. Служба, сопряжённая с исключительными условиями, всегда отдаётся тяжёлой сердечной болью, когда происходят трагедии, уносящие человеческие жизни, как в случае с «Курском». Александру Павловичу довелось побывать на этой подлодке: помогал налаживать один из приборов по гидроакустике, когда суда стояли в Северодвинске на ремонте.
Увольняясь в 1990 году со службы по выслуге лет, он тогда ещё не знал, что ожидает флот в эпоху перестройки, как по нему ударит распад советского государства. Мощнейшие морские силы в течение длительного времени испытывались безденежьем (содержание даже отдельно взятой субмарины весьма дорогостояще, что уж говорить о создании новых высококлассных лодок), кадровым голодом и другими факторами. С какими же чувствами происходящее переживали моряки?!
Однако и то, что всё-таки удалось сохранить, позволяет на сегодняшний день нашему атомному подводному флоту находиться в числе сильнейших в мире.
Чувства А. Малова настолько отчётливо передают внутреннее состояние, что понимаешь: прошлое в его жизни по-прежнему занимает особое место. А он ответил просто:
- Оно мне снится... Крейсер, ребята...
Жизнелюбивый и активный, он не усидел на пенсии: поработал в военкомате и школе-интернате, 14 лет - заместителем главного врача по хозяйственной части в районной больнице, сейчас в охране. Неугомонный мичман, действительно, из разряда непотопляемых.
Г. Чубатая
По материалам газеты «Крестцы»
21 марта 2009 года № 29-30
»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии