Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Открывая метрическую книгу…

Уникальными и увлекательными источниками в познании исторического прошлого являются метрические книги. На территории нашего района они велись почти до 1918 года. Сегодня самая старая из сохранившихся датирована 1853 годом. Поначалу длительное время, вплоть до 1983 года, такие книги хранились в отделе ЗАГС, теперь же находятся в областном государственном архиве.

В них регистрировались рождения, браки и смерти. Метрических книг достаточно много, так как каждая запись фиксировалась сразу в трёх экземплярах. Все они выполнены каллиграфическим почерком на церковнославянском языке. Прекрасно сохранились чернила и бумага - гербовая, особой плотности, на ней некий налёт глянца.

На территории нашего района рождения, браки и смерти регистрировали 12 церквей: Винская Николаевская, Зайцевская Воскресенская, Крестецкая единоверческая Троицко-Никитская, Локотская Николаевская, Мокроостровская Ильинская, Ракушинская Введенская, Ручьевская Георгиевская, Старорахинская Рождественская, Устьволмская Богославская, Холовская Петропавловская, Чижевская Троицкая и, конечно же, Екатерининский собор. По количеству произведённых записей можно судить о величине церковного прихода. Самые большие: Екатерининский, Локотской, Мокроостровской, Ручьевской и Старорахинский. Это мы видим по обобщённым сведениям. По ним же отмечается, что с 1906 по 1915 гг. метрические записи вела и Ляковская община (старообрядческая), с 1914 г. - Ламерская церковь.

Все метрические книги заверялись сургучовыми печатями, на которых можно было прочесть название прихода. Листы каждой из них были скреплены и подшиты.

Сегодня мы расскажем об особенностях регистрации рождения детей.

Нужно отметить, что записи о родившемся ребёнке производились в среднем в течение одного - трёх дней. В этот период происходило и крещение. Для записей были отведены следующие графы: порядковый номер (отдельно для мужского и женского пола), дата рождения ребёнка, дата крещения, его имя с нижеследующим пояснением, в честь какого святого оно получено. Имена детям давались по святцам, что облегчает поиск сведений - достаточно иметь представления или источники о днях памяти того или иного святого. Читаем: «Параскева. В честь святой мученицы Параскевы, празднуется 28 октября». Отсюда, конечно, соответствующие имена: Иваны (Иоанны), Марии, Анны, Екатерины и др. О близнецах так и записывалось: «Василий и Евдокия, близнецы». Сведения о родителях были таковы: звание, имя, отчество, фамилия и какого вероисповедания. Например: «Крестецкий мещанин Иван Павлов Коноплин и жена Макрина Александрова, оба православного». Или о родителях новорождённой Антонины: «Крестецкий 2-й гильдии купец Василий Васильев Обоев и жена его Ольга Николаева, оба православного». Иногда о родителях указывались сведения в связи с некими жизненными перипетиями. Так читаем: «Мещанин города Боровичи Кирилл Владимиров и жена его, содержащаяся в Крестецкой тюрьме Надежда Яковлева, оба православного». И тут же, соответственно, необычные восприемники (крёстные родители): «Запасной старший писарь Новгородского местного лазарета из крестьян Крестецкой волости деревни Берёзки Иван Петров...» Регистрировали рождение на территории нашего района и жители других губерний. Так, в метрической книге Екатерининского собора за 1902 год читаем о родителях новорождённой Марии: «Санкт-Петербургской губернии царскосельский мещанин Степан Афанасьев Паншин и жена его Елизавета Гаврилова, оба православного».

Иногда в сведениях о вероисповедании читается и такое, к примеру, о ребёнке: «Никита. Присоединён из раскола в православие через таинство миропомазания. Миропомазывал и присоединил священник Павел Ильменский, при этом были...» О родителях мальчика: «Деревни Хмелёвки крестьянин Михаил Савельев и жена его Васса Иванова, оба раскольники».

Кстати, не были редкими произведённые записи о рождении ребёнка одинокой матерью (правда, причина не указывалась). К примеру, о ребёнке: «Анна Маркова - внебрачная». О матери: «Крестецкого мещанина Николая Дмитриева Красильщикова падчерица, из крестьян Крестецкой волости деревни Пристань Макрина Алексеева, православного».

Ещё хочется подчеркнуть полноту регистрации сведений о восприемниках. Информация о них шла после родителей и содержала указание ФИО исоциального статуса. К примеру: «Крестецкой волости деревни Лотовень крестьянин Иван Антипов и крестьянина Крестецкой Ямской Слободы Ивана Иванова Прокудина дочь, девица Мария Иванова Прокудина». В отдельной графе указывалось, кто совершал таинство крещения - к примеру, «священник Александр Быстров с псаломщиком Василием Левочекием». Иногда таким образом: «Крестил священник Павел Ильменский, при крещении были дьякон Иоанн Левитский, псаломщик Клавдий Лебедев».

 
По окончании каждого месяца подводились итоги. К примеру: «Итого в августе месяце 1902 года родившихся мужеского пола - 4, женского пола - 2, обоего пола - 6». Аналогично подводился итог по окончании календарного года.
Г. Ладыгина, начальник отдела ЗАГС

 

]]>]]>