Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Александр Павлович Лебедев. Из истории аэродрома "Крестцы"

Все проезжающие по автотрассе Санкт-Петербург - Москва видят на въезде в Крестцы величественный памятник воинам-авиаторам Северо-Западного фронта, который был торжественно открыт 18 августа 1978 года. Монумент выполнен в виде устремленного в небо истребителя МИГ-16.

Установлен он здесь не зря. В годы Великой Отечественной войны с сентября 1941 года небольшой городок стал прифронтовым. Немецкие войска были остановлены на линии фронта: озеро Ильмень – посёлок Лычково – озеро Селигер. Но вражеские самолёты бомбили Крестцы ежедневно.

На территории Крестец располагался аэродром, на котором базировались постоянно прибывающие и вновь убывающие авиационные полки.

Аэродром «Крестцы» создавался в 1937-1939 г.г. с привлечением местного населения и был предназначен для лагерного размещения 17 авиабазы прибывшей из Новгорода для обслуживания 2-й БАД (бомбардировочная авиационная дивизия) в апреле 1941 года. В состав авиадивизии входили 3 авиаполка, 64 самолёта, которые и встретили войну на Крестецкой земле. Из личного состава 17 авиабазы, а также с привлечением ряда служащих из местного населения был сформирован 74-й батальон аэродромного обслуживания (БАО). К июню 1942 года посёлок Крестцы и аэродром стали одним из крупнейших аэродромных узлов ВВС СЗФ. Вплоть до 1944 года с крестецкого аэродрома самолёты совершали боевые вылеты на Новгород, Старую Руссу, которые были заняты немецкими войсками, в район Парфино, где шли жестокие бои. 28 февраля 1942 года погиб командир 74-го батальона аэродромного обслуживания майор И.В. Виноградов

Более полугода, ведущий в районе батальон, оставался без достойного командира. Командование районом авиабазирования (РАБ) остановило свой выбор на майоре Александре Павловиче Лебедеве.

33- летний офицер, уже имевший опыт командования аналогичной частью, только прошёл курсовую подготовку военной академии командно-штурманского состава в подмосковном Монино. Он выгодно отличался от большинства командиров БАО, входивших в состав 7- го РАБ. Всегда подтянутый, майор А.П. Лебедев стал для многих офицеров образцом для подражания. Ещё выигрышней командир выглядел на лётном поле, лично управлял автомашиной, что по тем временам было достаточно редким явлением. Особый талант офицера заключался в умении окружать себя инициативными, знающими своё дело специалистами. На деятельность энергичного командира обратили внимание его коллеги, командование района и, конечно же, подчинённые, узнавшие вскоре о том, что их командир находится в рядах армии с 1933 года, что более пяти лет обучал младших авиационных специалистов, два года занимал должности, связанные с аэродромным обслуживанием. С 1940 года в Прибалтике командовал одной из авиационных баз. Его назначение никого не удивило, более авторитетного и уважаемого офицера не было.

В распоряжении А.П. Лебедева для обеспечения работы аэродрома было огромное хозяйство: 3,5 тысячи человек личного состава, из которых 500 офицеров, 900 сержантов и рядовых бойцов, сотни автомобилей, тракторов и другой техники.

В апреле 1943 года майор Александр Павлович был назначен начальником штаба района авиабазирования. Начатые ранее работы по переводу в подземные убежища подразделений, штабов и служб авиаполков приняли ещё больший размах. Были построены значительные по площади столовые, общежития и клуб со зрительным залом на 200 мест. Налажено изготовление портативной штабной и бытовой мебели. В новых подземных помещениях стали широко использоваться электричество, добротное отопление, качественные отделочные материалы.

Улучшились подъездные пути. К подразделениям, расположенным на северной стороне аэродрома, была проложена добротная «лежнёвка». Тщательно стала укрываться аэродромная техника, транспорт, узлы связи, доведена до требуемых нормативов круглосуточная снегоочистка взлётно-посадочной полосы и дорожек к стоянкам самолётов, создана своими силами более совершенная техника снегоуборки. Всё это было выполнено в короткие сроки благодаря умелому руководству А.П. Лебедева.

21 февраля 1944 года авиация противника нанесла по аэродрому, складам и железнодорожной станции наиболее сильный удар. Всего после налёта минёрами были вывезены или уничтожены на месте около 1700 неразорвавшихся авиабомб и авиамин типа «лягушка». Это была «завершающая операция» 7 района авиабазирования на Крестецкой земле. В начале марта 7-й РАБ и вместе с ним 74-й БАО в полном составе оставили Крестцы. За несколько дней от железнодорожной станции «Крестцы» было отправлено 25 большегрузных воинских эшелонов, такой нагрузки станция не испытывала за всё время своего существования. Вместе с представителями железнодорожных войск, работами по формированию, погрузке и отправке эшелонов непосредственно руководил Александр Павлович Лебедев.

В ноябре 1944 года 6 ВА встала под знамёна Войска польского. 7 РАБ стал первым районом ВВС Польши, а 74 Крестецкий батальон аэродромного обслуживания стал 2-м БАО ВВС Войска Польского.

Осенью 1945 года район авиабазирования был расформирован и А.П. Лебедев назначается заместителем командующего ВВС Польши по тылу. Польское правительство отмечает заслуги полковника Лебедева высокими государственными наградами: Крестом Грюнвальда 3 класса, Офицерским Орденом Возрождения Польши, Золотым Крестом Заслуги и памятными медалями.

В июле 1947 года А.П. Лебедев приступил к обязанностям зам. начальника Рижского Высшего военного авиационно-инженерного училища, а в 1950 году полковник А.П. Лебедев является заместителем командующего воздушной армией по тылу. В апреле 1962 года генерал-майор авиации А.П. Лебедев увольняется в запас по состоянию здоровья. За годы военной службы был награждён тремя орденами Отечественной войны 1-ой и 2-ой степеней, орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.

В феврале 1997 года Александр Павлович Лебедев скончался.

 

]]>]]>