Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Почитаемые каменные кресты

Отрывок из статьи Владимира Семёнова "Деревенские святыни Чудовской земли"

по материалам журнала "Патриот и Отечество"

Обычно такие памятники истории и культуры, как каменные кресты, принято делить на три основные группы: намогильные, памятные и поклонные.

Намогильные кресты сначала уста­навливали на жальниках (средневековых кладбищах), а уже позже - возле входа на сельские кладбища.

Памятные кресты особых объяснений не требуют. Само название говорит за себя: памятный - значит, сделан в память о каком-то важном событии.

И, наконец, поклонные кресты. Считалось, что благодаря таким крестам можно исцелиться от различных болезней. Так, например, если у матери болел ребенок, она снимала с него рубашку и относила ее к поклонному кресту. С молитвами, при зажженной восковой свече, женщина подвязывала на такой крест рубашку своего ребенка, в надежде на его исцеление.

На Новгородской земле каменные кресты появляются ориентировочно в XIV веке. Их высекали из гранита, известняка или песчаника. Есть мнение, что такие кресты могли заменить собой языческих каменных идолов, что весьма ошибочно. Хотя, конечно, четырехконечный каменный крест грубой обработки чем-то отдаленно напоминает тело человека с распростертыми в стороны руками.

Вместе с тем, еще в начале прошлого столетия исследователи неоднократно фиксировали от крестьян информацию, согласно которой часть почитаемых крестов воспринималась сельскими жителями в качестве человекоподобных существ, наделенных особыми силами.

Ещё до революции 1917 года в Крестецком уезде Новгородской губернии произошел такой курьезный случай.

В одном из крестецких сел на старом жальнике стояло несколько каменных крестов, которые местные жители называли - "бабы". Крестьяне чтили "баб" и даже выбирали из своей среды специального человека, который должен был собирать с односельчан в определенные дни зерно. Это зерно подносилось "бабам" в качестве жертвы. Взамен крестьяне вымаливали у каменных изваяний дождь в особо засушливые летние дни.

В общем, все шло своим чередом, да только вот в это село прислали нового священника. Тот напрочь отказался служить молебны перед "бабами" в засушливые летние периоды. Крестьянам это не понравилось, и они стали возмущаться: дескать, прежний священник молебны служил, вместе со всеми просил у "баб" дождя, а ты традицию нарушаешь. Возник конфликт, да такой, что пришлось в него вмешиваться светским властям. Кое-как дело замяли, но шуму было наделано много. Еще бы, на дворе двадцатый век, а тут в европейской части Российской империи, возле дороги Санкт-Петербург - Москва, такие пережитки языческих верований!

В итоге, каменных "баб" благополучно побросали в реку. Почему-то главный крест-"идол" назывался "Микола"

]]>]]>