Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Маленькая истории большого пути

В стороне от главных улиц деревни Усть-Волма, в устье рек Волма и Мета, есть живописное место, которое местные жители называют Устьволмским погостом. У него своя история.

Более тысячи лет тому назад княгиня Ольга собирала дань по сёлам, расположенным вдоль берегов Меты. Усть-Волма понравилось ей своими природными богатствами, удобным водным сообщением по быстротечной и полноводной Мете. В этом местечке можно было получить с населения хорошую дань, и решила Ольга установить здесь Устьволмский погост.

Зажиточный Устьволмский погост появился в начале 15 века, так как именно с этого времени в писцовых книгах началось подробное описание каждого из хозяйств: сколько в нём людей, сколько десятин земли они имеют, сколько коробей зерна сеют, собирают урожай, какая скотина и сколько голов имеется, сколько копен сена заготавливают.

Жили в это время на погосте семьи Фёдора Олфёркова, Микулы Сидкова, Микулы Щокина. Они сеяли не менее пяти коробей зерна, косили около сорока копен сена, содержали пять голов коров, по две лошади и больше десятка овец.

Многие крестьянские хозяйства были зажиточными и ни в чём не уступали помещичьим. В это время уже использовался наёмный труд: бедняки, у которых было безвыходное положение, шли к ним на заработки. Многие семьи занимались промыслами: гончарным, кожевенным - выделывали шкуры и занимались изготовлением обуви, ловили рыбу, которой в реках и озёрах было очень много. Спрос на эти товары был хороший, многие промысловики богатели.В сентябре вереница гружёных судов отправлялась вниз по Мете до Бронницы на осеннюю ярмарку. Народ на неё собирался со всей округи. Торговали кто чем мог: молоком, творогом, капустой, брюквой, горохом, а также обувью, хомутами, шерстью, пряжей и т.д. Иногда возили свои товары и вверх по течению Меты, но по Мстинским порогам на гружёных судах, передвигаться было опасно.

В 16 веке одна часть Устьволмского погоста входила в Обонежскую пятину, другая (большая) - в Деревскую, земли которой принадлежала помещику Дмитрию Борисовичу Третьякову. Его родовое имение располагалось около деревни Васково. Жители называли это место «Демехова гора». Третьякову принадлежали земли не только разработанные, но и многие пустоши - заброшенные, неиспользованные. Из писцовых книг можно проследить границы помещичьих угодий, а также земель, которые принадлежали монастырям.

Первым храмом на Устьволмском погосте был Пречистый монастырь. При нём была воскресная школа, которую посещали сначала мальчики из семей священников, а позднее и дети из бедных семей. В 1774 году внешний облик Устьволмского погоста украсила церковь Рожде­ства Пречистой и Пресвятой Богородицы. Она была деревянной, с колоколом, который оповещал всех прихожан о важных событиях. Рано поутру собирался народ на погосте у церкви. Шли с окрестных деревень, приплывали по Мете на лодках, несли для пожертвования домотканые полотенца, иконы, а также деньги на церковные нужды. Так и стала церковь служить людям, а они - ей и Богу.

Спустя полвека появилась ещё одна, построенная в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она была каменная, возвели её на средства одного из потомков помещика Третьякова. Большее предпочтение прихожане отдавали деревянной церкви, считая, что иконы там намоленные и чудотворные.

Около церквей были кладбища. На них хоронили только лиц духовного сословия. На гранитных и мраморных надгробиях были выбиты строки с именами, духовными чинами, датами рождения и смерти.

В начале двадцатого века в церквях служили И. Одоевский и Н. Озеров. При сталинском режиме (1537-1938 годы) они были приговорены к расстрелу, церкви разрушили.

Вера Наумова,
библиотекарь Устьволмской библиотеки
 
]]>]]>