Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

По святым местам земли Крестецкой.

Собор Екатерины. Перед нами районный Дом культуры. Это бывший Екатерининский собор, памятник архитектуры XVIII века. Он построен в 1777 г. Каменное здание с каменной колокольней. Первоначально был устроен один престол - в честь великомученицы Екатерины. Несколько позже были устроены ещё два престола - с южной стороны в честь святителя Никиты Новгородского, с северной стороны в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
В 1849-1859 годах к нему была пристроена тёплая церковь с новой колокольней. В ней было два престола: в честь вознесения Господня и с левой стороны в честь пресвятой Богородицы.
Храм был одноглавый, но очень красивый. Внутри храм был расписан фресками, а иконостас его позолочен. Присутствовала настенная живопись и живопись в верхних ярусах главного иконостаса. Службы в новом соборе проходили ежедневно трижды: утром две литургии, ранняя и поздняя, и вечерня. Главной святыней Крестецкого Екатерининского собора была икона «Неопалимая Купина Божьей Матери». Икона была древней и до постройки храма находилась в деревянной церкви святого великомученика Никиты в Ямской слободе. По преданию после пожара икона была вытащена из-под пепла и стала почитаться чудотворной.
В начале XX века собор подвергался переделкам. В 1910-1915 годах деревянные полы были заменены на бетонные с плиточным настилом. Тогда же для отопления было устроено 8 изразцовых печей. В те же годы была произведена окраска и позолота иконостаса.
В 1902 году протоиреем Крестецкого Екатерининского собора был рукоположен Алексей Александрович Граничнов. Он происходил из духовного звания и был сыном дьячка. На епархиальную службу вступил в 1867 году. В то время как был настоятелем и протоиреем при Крестецком соборе, имел различные должности: благочинного, председателя Крестецкого отделения Епархиального Училищного Совета и проч. Имел все награды до ордена Святой Анны 2-й степени включительно. Жена, Анастасия Николаевна, посвятила себя семье, воспитанию детей, а их было семеро : четыре сына (Дмитрий, Иван, Павел, Александр) и три дочери.
Иван Алексеевич Граничнов 6.07.1913 года после смерти своего отца, Алексея Александровича, перемещён на священническое место к Екатерининскому собору, где он прослужил 24 года до своей кончины. По свидетельству прихожанки собора Александры Королёвой, о. Иоанн Граничнов внезапно скончался на светлой седмице в 1937 году от сердечного приступа.
Вскоре, в этом же году, собор был закрыт, купола снесены, а сам он переоборудован под Дом Культуры.
На месте автовокзала когда-то была часовенка, где местные жители и каждый проезжий путник могли помолиться. Здесь всегда горела лампада.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», пос. Крестцы.
Церковь деревянная, построена для проведения служб и проповедей для заключённых в тюрьме, освящена в 1876 году. В числе почётных гостей присутствовал и главный строитель церкви барон Александр Петрович фон Розенберг, который был избран в 1874 году прихожанами Крестецкого Екатерининского собора председателем церковно-приходского попечительства (пробыл в этой должности пятнадцать лет). Известное усердие приложил к благолепию храма В.В. Епишкин, по проекту которого и был возведён храм. В честь освящения церкви был дан обед в доме мирового судьи Александра Петровича Розенберга.
Церковь примыкала к зданию тюрьмы, которое стояло на улице Рахинская (ныне улица Краснова). В настоящее время в здании бывшей тюрьмы находится детское отделение Крестецкой ЦРБ.
Церковь соединялась с тюрьмой переходом, по которому водили заключённых на службу. В церкви находились иконы Божией Матери, именуемые «Всех скорбящих Радосте» и «Взыскание погибших». Службы проводили священники из Екатерининского собора. На службу в церковь могли ходить кроме заключённых все прихожане города Крестцы.
После революции 1917 года церковь была закрыта, а впоследствии разрушена.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
Называется икона так потому, что в Санкт-Петербурге на стеклянном заводе во время страшной грозы в 1888 году молния ударила в часовню, где находилась «Всех скорбящих Радосте». Ударом молнии разбило кружку с монетами у иконы, и 12 монет оказались прикреплёнными к образу. Икона же чудесным образом обновилась. От неё в дальнейшем проистекало великое множество чудес и исцелений. В настоящее время чудотворный образ находится в
Свято-Троицкой церкви («Кулича и Пасхи») в Санкт-Петербурге.

«Святой Ключик»

На вопрос: где изначально были Крестцы? ответ всегда был: «На месте нынешней Ямской Слободы», но Всеволод Абрамов, написавший историко-краеведческий очерк «Крестцы - городок на Большой дороге» в 2007 году, не согласен с этим утверждением. Дело в том, что современная Ямская Слобода расположена на дне долины, которую образовала река Холова. В старину эта долина в половодье и во время сильных дождей заливалась водой, и никому не хотелось часто страдать от наводнений. Учтём, что в старину Холова была значительно многоводней. Отсюда вывод, что место древних Крестец надо искать на более высоких местах. Таким удобным местом для поселения мог служить участок поля севернее Ямской Слободы от памятника-самолёта до старой сосновой рощи около обрыва к реке Холова. Это место местные жители называют Святой Ключок. Ключок (родник) с чистейшей холодной водой здесь существует много лет. На этом поле, как рассказывают местные жители, находили черепки старой глиняной посуды и, что очень важно, бусинки от украшений девушек и женщин. Бусинки не гниют, не разбиваются и сохраняются в земле многие сотни лет. Они точно свидетельствуют, что здесь в древности существовало городище или селище. К сожалению, в Крестцах никогда не проводилось археологических раскопок, здесь археологи не проводили даже разведку.
Так что урочище Святой Ключок хранит свои тайны. При строительстве газопровода около сосновой рощи бульдозеры вырыли и сдвинули две группы камней, которые могли быть фундаментом для деревянной церкви или жилых построек. Но всё равно это место следует считать одним из вариантов поселения, которое за сотни лет могло возникать, перемещаться и исчезать не однажды.

Церковь Святителя Николая Чудотворца, дер. Вины.

Строительство началось в 1863 году на средства прихожан и завершилось в 1868 году. Она была средних размеров, деревянная, с тремя колоколами.
В церковный приход входили Вины, Горбуново, Липовая Гора, Тыченка, Жихарево. В 1913 году в церкви служил священник Ф.Ф. Быстрицкий.
Церковь просуществовала до 1937 года, а потом была закрыта и разорена.
В 1940 году в ней размещались солдаты, которые строили аэродром, а в 1946-1948 годах она была разобрана и перевезена в Новгород и использована под строительство двухэтажного дома.
Святитель Николай являет собой «образ кротости», заступника за несправедливо гонимых, помощника бедных, освободителя всех людей, попавших в беду. Он же покровитель мореплавателей и путешествующих.
О глубоком почитании на Руси этого святого говорит тот факт, что в любом храме можно встретить икону Николая Угодника.
(в настоящее время не сохранилась).

Церковь Петра и Павла, дер. Холова

Построена в 1849году. Церковь была деревянная, небольшая, освящена во имя апостолов Петра и Павла. Перед входом в церковь было крыльцо, состоящее из 4 -5 ступеней. При входе в церковь была икона, изображающая Петра и Павла во весь рост. Слева от входа была лестница на колокольню. Церковь состояла из трёх помещений. В первом продавали свечи и различную церковную утварь. Занимался этим житель деревни Холова Николай Митькин, который также пел на службе. Во втором и третьем проходили службы.
В 1909 году в качестве настоятеля к Холовской церкви был назначен Павел Алексеевич Граничнов, где и прослужил 28 лет до своего ареста. В 1914 году о. Павел был награждён набедренником, в 1925 году - скуфьею, в 1926 году - камилавкой, в 1927 году - наперсным крестом и в 1932 году возведён в сан протоирея.
Службы в церкви Петра и Павла проходили по воскресеньям и большим праздникам. Во время богослужения стояла тишина. Старожилы вспоминают, что Батюшка к службе относился очень ревностно, не допускал даже свою малолетнюю дочь с подружкой к причастию, если те не подготовились. Матушка Юлия пела на клиросе и читала.
Во времена гонений церковь в дер. Холова была разорена и закрыта. Некоторые иконы и церковная утварь были сожжены, некоторые разобраны по домам прихожанами. По решению тройки УНКВД от 13 сентября 1937 года о. Павел 3 октября был расстрелян. Место захоронения неизвестно.
В 1967 году в день на Варлаама Хутынского церковь Петра и Павла сгорела. Это случилось во время грозы. Молния ударила в церковь. Как вспоминают старожилы, с первого удара возгорания не произошло, но со второго удара церковь загорелась и сгорела очень быстро.
В настоящее время церковь восстановлена. Вновь освящена 12 июля 2006 года.
Первоверховные апостолы Пётр и Павел.
Пётр и Павел - величайшие проповедники Христа, основатели христианской религии. В своей жизни они не были связаны друг с другом. Пётр был один из 12-ти апостолов, избранным самим Иисусом Христом, а Павел стал страстным проповедником Христова учения несколько позже. Их судьбы сошлись в конце жизни. Оба они приняли мученическую смерть в одно и тоже время, в одном и том же городе, по повелению одного и того же императора Нерона.
Пётр уроженец гор. Вифсаиды, брат апостола Андрея. Жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Пётр всё время рядом с Христом, особенно сильно привязан к нему, первый безоговорочно верит в Божественного посланника Господа. После казни и вознесения Христа, Пётр стал одним из главных вождей христианского братства, стремился распространить христианство от Вавилона до Рима. Он читал свои проповеди в разных городах Римской империи, исходил Малую Азию, был в Антиохии Сирийской. Предания утверждают, что последние годы Пётр руководил христианскими общинами в Риме и был избран первым епископом. Его считают основателем «римской кафедры», т.е. учредителем престола папы Римского, основоположником католического христианства. Дважды Пётр был заточён в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Скончался он в Риме в 67 году после Рождества Христова. Приговорённый к кресту, он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть как Господь.
Апостол Павел носил имя Савл, и только спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Павел был родом из Тарса, воспитывался в духе крайнего иудаизма. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных гонителей христиан. Он даже отправился в Дамаск, где скрывались от иудеев многие ученики Христа, с целью привести их в оковах в Иерусалим. По пути в Дамаск ему явился Господь, и Савл лишился зрения. В Дамаске по воле Божьей зрение к нему вернулось. Затем он принял Крещение и из яростного гонителя христианства стал великим проповедником - «из Савла - в Павла». Чудеса, им совершённые, церкви, им основанные, речи, им произнесённые, послания, им написанные, громадный, необыкновенный успех его апостольских путешествий - всё это позволило ему называться первоверховным апостолом. За время своей проповеднической деятельности Павел составил 14 посланий, в которых изложил свои рассуждения о разных вопросах христианского учения. Ему принадлежит изречение: «Кто не трудится, тот и не ешь». Апостол Павел был арестован во время одной из проповедей в Палестине. Казнён он был 29 июня 67 года после Рождества Христа.
Так они и вошли в историю христианской церкви вместе, неразлучно, а в христианском народном календаре слились в единый образ. По традиции считается, что Пётр - учитель иудеев, а Павел - язычников. Христианская иконография часто совмещает образы Петра и Павла.

Церковь Великомученицы Параскевы Пятницы, м. Точенка.

По преданию на Точенке было явление иконы Параскевы Пятницы, поэтому на этом месте была построена в 1904 году деревянная церковь. Два раза в год, в пятницу перед Ильиным днём и в октябре на Параскеву пятницу совершались крестные ходы, куда собиралось большое количество народу из разных деревень, близлежащего г. Крестцы и из Новгорода.
В годы Великой Отечественной войны церковь была разобрана, материал был использован на строительство аэродрома.
В 2001 году была построена часовня Параскевы Пятницы на месте старой деревянной церкви. Ежегодно в Ильинскую пятницу совершается крестный ход к месту явления чудотворной иконы от деревни Холова до Точенки.
Св. Параскева у простого народа пользуется особенным уважением и большей частью называется: Пятницею, Пятиною, Петною. Ей молятся о сохранении от скотского падежа, особенно от коровьей смерти. У предков она считалась также целительницей разных человеческих недугов; особенно к ней обращались в случаях дьявольского наваждения, в лихорадках и зубной боли; кроме того, св. Параскева Пятница считалась ещё покровительницей брака;
ей же наши предки присвоили покровительство над торговлей и от неё у нас известны Пятницкие торги. Считается она также покровительницею воды и имеет, по народному взгляду, особенную близость к ней. На это верование указывают существующие в народе предания о том, что образ св. Параскевы чудесно являлся на воде, на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала особенную целительную силу. На этом основании и теперь нередко ставиться икона св. Параскевы при источниках, над ключами и колодцами. Но главное в народных верованиях считается то, что она является покровительницей одноимённого ей дня, т.е. пятницы. День пятницы пользуется издавна в народе уважением, особенно между женщинами. Многие из них в этот день , если не полностью оставляют работу, то по крайней мере удерживаются от более трудных работ. Особенно в этот день не должны прясть, чтобы «не запылить матушку Пятницу и не засорить ей глаза кострикой». Многие из женщин принимают на себя обет соблюдать особенно строгий пост или совершать какие-нибудь добрые дела по пятницам. Обеты эти даются или в благодарность за полученные от Бога благодеяния или для предохранения и избавления от каких-либо несчастий и болезней.
 

по материалам краеведческого музея

по святым местам земли Крестецкой
]]>]]>