Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Преподобный Иоаникий, настоятель (1841-1912)

Память 22 сентября по новому стилю

Почти четверть века, в период с 1888 по 1912гг., настоятелем Глинской пустыни  был схиархимандрит Иоанникий (Гомолко, 1842-1912). Его жизнь – неустанный молитвенный подвиг, что и позволяло ему исполнять огромный труд настоятеля. При нем возросло благосостояние обители, ее просветительская и благотворительная деятельность. Святитель Феофан Затворник, с которым о. Иоанникий состоял в переписке, писал о братии Глинской пустыни того периода: «Благодарение Господу: иночество живо еще на православной Руси» [11. С.380].

Схиархимандрит Иоанникий ( в миру Иоанн Гомолко) родился в 1842 году в семье обер-офицера. После окончания Гомельского уездного училища  Иоанн поступил в Глинскую пустынь.  Вскоре он был пострижен в монашество с именем Исаия и  рукоположен в иеродиакона, а потом и во иеромонаха. Видя его духовную опытность, настоятель назначает о.Исаию  письмоводителем и поверенным по делам монастыря. В своей должности письмоводитель должен был отвечать не только на официальные бумаги, но и на многочисленные письма людей, обращавшихся за советом, духовным наставлением, просивших помощи и поддержки в своем горе. Ответы о.Исаии всегда были душеспасительными.

После кончины настоятеля в 1888 году на  эту должность был избран о.Исаия. Много потрудился новый настоятель для благоустройства и процветания обители, как внешнего, так и внутреннего ее облагораживания. С ростом благосостояния Глинской пустыни возросла и ее благотворительность. В годы настоятельства о.Исаии обитель ежегодно принимала около 50 тыс. богомольцев, которые размещались в монастырской гостинице , бесплатно пользовались жильем, монастырской трапезой, лекарствами, одеждой, обувью, а иногда получали и денежную помощь. В случае нужды жители окрестных деревень пользовались бесплатно от пустыни хлебом, деньгами, а в случае бедствия (пожара, голода, падежа скота) всегда получали от пустыни пособие.

Но не только благотворительностью славилась пустынь. Заботясь о просвещении народа, о.Исаия организовал в 1891 году издание религиозно-нравственных книг и листков. Об издательской деятельности игумена Исаии современники писали: «Для игумена   дороги все приходящии  помолиться в обитель (а их из года в год перебывает у него до 50 тысяч). Он заботится о всех православных христианах, ради которых и занялся издательской деятельностью».

Среди этих многогранных трудов основной заботой настоятеля было созидание правильной духовной жизни братии, и здесь большое внимание он уделял бодрствованию каждого брата над своей душою.    

О. Иоанникий проявил себя как великий педагог, школа которого сформировала сонм духовных подвижников,  среди которых «не было ни вражды, ни обмана, ни ссор, они даже не знали что такое лесть». Современный учитель найдет в его житии опыт, ответы на вопросы, как он это делал?

Воспитательные методы о. Иоанникия были очень результативны, формировали в человеке собранность, целеустремленность, терпение, послушание, целомудрие и другие качества одухотворенной личности. Прежде всего, он раскрывал братии Слово Божие, святоотеческое наследие. Он издавал творения святых отцов, церковные проповеди. Давая знание, он раскрывал духовные смыслы бытия. Требовал от каждого «трезвения», подчеркивая, что в «мысленной мастерской» формируется духовная личность. Он поучал: «Будь внимателен», работай непрестанно над своим сердцем и умом. «Если ум не обуздывает чувств, -говорил он, то глаза всюду разбегаются от любопытства, уши любят слушать суетное, уста становятся неудержимыми. Поэтому святые отцы учат: «Усиленно обуздывай ораны чувств твоих: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и преуспеешь благодатью Христовой». Он повторял слова Симеона Нового Богослова: что кроме добронравия , благих расположений и хранения совести необходимо «всегдашнее исповедание сокровенных помыслов сердца». Быть сдержанным в разговоре, молчать, если не спрашивают. Внимательное, бдительное отношение к словам важны в борьбе со смущающими мыслями, т.к. высказанные неуместные и худые слова ослабляют ум. Часто приводил слова преподобного Григория Синаита: «Память, после грехопадения, склонна более удерживать лукавые и пагубные мысли, чем мысли о добром, истинном и должном». Настоятель был строг, требуя неуклонного исполнения правил церковных и иноческой жизни, поскольку расслабленный ум и сердце приводят не только к умственному, но и к физическому нездоровью. О. Иоанникий ежедневно задавал себе вопросы: как провел день, о чем думал, к чему стремился, а утром, как провел ночь. И так каждый день [11, с. 376-377].

Но просветительские труды и в то время нравились не всем. На старца восстал отставной генерал П. Митропольский, который не жил в обители, но устав хотел переделать на свой лад. На фоне явного процветания Глинской пустыни в доносах говорилось о якобы разорительном ведении хозяйства настоятелем. За 3 года клеветы на настоятеля Павел Митропольский добился своего: схиархимандрита  Иоанникия уволили от должности настоятеля.

Но Господь прославил Своего угодника и всем открыл святость его жизни и несправедливость возведенных на него обвинений. Когда архимандрит Иоанникий уходил из обители, вокруг Глинской пустыни был сильный весенний разлив рек, вода поднялась высоко, а старец вышел из монастыря, перекрестил воду и на глазах у всех пошел по ней, как посуху.

Теперь схиархимандрит Иоанникий прославлен в лике святых.
 
]]>]]>