Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Возвысить детскую душу

Впервые в нашем районе прошли Троицкие образовательные чтения. Организаторами столь значимого мероприятия выступили местная православная религиозная организация прихода во имя Святой Троицы и Администрация муни­ципального района. Тема чтений «Духовно-нравственное воспитание детей и юношества».

На чтениях присутствовали священнослужители, преподаватели профессиональных заведений, общеобразовательных и воскресной школ, педагоги дошкольного и дополнительного образования, работники библиотек, музея, школьники, представители общественности. Приветствуя участников мероприятия, Глава муниципального района С.А. Яковлев в качестве главнейшей  выделил общую для светской власти и церкви задачу в создании мира и общественного согласия. При этом в контексте поднятой проблемы заметил, что ни в коем случае нельзя умалять роль церкви в воспитании подрастающего поколения.

Настоятель храма во имя Святой Троицы иерей Константин Буланушкин акцентировал внимание на сложности темы чтений - воспитание не бывает лёгким ни в школе, ни в семье. Поэтому важно учиться правильно воспитывать детей, давать духовно-нравственные основы, чтобы смогли выбрать правильный жизненный путь. В этом деле всё зависит от взрослых. Их задача быть в курсе всех детских интересов, знать, что и как постигают, на что ориентируются, помочь неоступиться и не упасть в жизни. Батюшка выразил надежду, что теоретические основы и трансляция практического опыта объединят усилия семьи, церкви и школы в деле воспитания детей.

Руководитель церковно-приходской школы при храме Святой Троицы О.И. Гапонова начала разговор о значении патриотического и духовно-нравственного воспитания в современной России. Отметила обеспокоенность проблемами алкоголизма, наркомании, потерей нравственных ориентиров в молодёжной среде на правительственном уровне. Примером тому - президентская образовательная инициатива «Наша новая школа». По её словам, именно нравственные установки взрослых способствуют успешному развитию детской личности. При этом отметила пагубное влияние семейного неблагополучия. В неумении ребёнка разбираться в добре и зле также вина взрослых, чаще озабоченных лишь материальным приобретением и забывающих о детских душах - не сколько ум и рассудок, сколько сердце развивать надо. Ведь плохое воспитание и есть начало злу.
В этом плане, считает Ольга Ивановна, в России имеется уникальный опыт духовно-нравственного воспитания, накопленный столетиями. Используя лучшее, надо помочь нашим детям обрести нравственную дорогу, помогать развиваться, защитить от ошибок, укреплять психическое и физическое здоровье, воспитывать на высоких идеалах.
Традиции духовно-нравственного воспитания лучше всего прослеживаются на примерах духовных отцов и монастырей. В качестве образца руководитель церковно-приходской школы вместе с учениками представили Глинскую пустынь как центр духовного просвещения. Монастырь - прекрасное воплощение духовного просветительства. Он выделялся процветавшим в нём старчеством - духовным наставничеством, сделавшим обитель могучим центром духовного воспитания. Старцы оказывали благотворное влияние на монастырскую братию и богомольцев, были опорой молодым, учили любить Отечество. Для воспитания мальчиков-сирот создали Дом трудолюбия. Монастырь выделял средства на содержание детей, на кормление, голодных, лечение больных. Пример в противовес сегодняшним проблемам, когда у взрослых не остаётся времени, и дети предоставлены сами себе.
Настоятель собора Успенья Божией Матери в г. Боровичи протоиерей Иоанн Мороко рассказал о преподавании предмета «Основы христианской нравственности» в системе профессионального воспитания. Этот предмет отец Иоанн ведёт в медицинском и педагогическом колледжах, а также в лицее. Администрации учреждений озабочены проблемами молодёжной среды и обратились за помощью к церкви, у которой есть мировой опыт воспитания человечества на примере Священного Писания. Священнослужитель использовал «Основы православия» протоиерея Ф. Хопко, внеся определённые дополнения. Начинается обучение с простейшего - с понятия о Божественном откровении. Затем речь идёт о богослужении, православных символах веры, вначале с ознакомительной целью посещают церковь, затем присутствуют на богослужении. Студенты познают церковные таинства и открывают для себя совсем иной мир. Постепенно подводятся к постижению заповедей Божиих, к разговору о нравственности христианской и добродетелях. Учат молитвы и постигают правильное отношение к страданиям, болезням, скорбям. На все вопросы студентов даются объяснения с христианской точки зрения, и ни один вопрос не остаётся без ответа.
Отец Иоанн призвал участников чтений стать помощниками священнику в своём приходе в деле воспитания детей. Именно общими усилиями можно воспитать добрых сынов Отечества и просто хороших людей.
Опытом духовно-нравственного воспитания детей в детском саду поделилась воспитатель ДОУ №18 г. Боровичи Е.А. Варлаамова. Этот детский сад компенсирующего вида оказывает помощь родителям в коррекции отклонений в здоровье. Елена Алексеевна в своей группе работает по программе дополнительного образования «Зёрнышко». Наряду с другими задачами программа формирует у детей элементарные представления о духовном мире. Воспитанники знакомятся с молитвой, с евангельской иллюстрированной историей, церковными таинствами, читают поучительные истории с анализом различных ситуаций и др. Материал преподносится в игровой форме, бережно, дозировано. Не все родители отнеслись одинаково: одни стали верными единомышленниками, другим всё равно, третьи не понимают и не принимают. И пусть результаты видны не сразу, но дети стали более терпимыми, в группе меньше конфликтов, обид, реже дерутся.
Высокую оценку Троицких чтений дала специалист отдела религиозного образования и катехизации Новгородской епархии О.Н. Фёдорова. Говоря о нравственном элементе воспитания (по К.Д. Ушинскому), заметила, что сегодня церковь заново выстраивает отношения с обществом. Образ Иисуса Христа и есть тот образ, на примере которого следует строить воспитание детей и юношества. Но прежде мы, взрослые, сами должны жить во Христе. Выразила убеждение в том, что именно педагогическая общественность способна сегодня понести просвещение в массы. Однако при этом нельзя отрывать преподавание Закона Божьего от других предметов. Детей надо развивать во всех отношениях: умственно, нравственно, духовно, настраивать души на возвышенный лад.
Библиотекарь п. Миголощи Хвойнинского района Н.В. Васильева представила работу по авторской программе «С любовью к русскому, родному». Она помогает детям прикоснуться к азам православной культуры. 4-й год по программе занимаются ученики начальных классов: изучают истории православных праздников, жития святых, оказывают помощь в поддержании порядка на дворовой территории и в помещении храма, тесно общаются с настоятелем отцом Михаилом. Она выделила: «Мы работаем с детьми, а они несут полученное домой. И значит, слово Господне затрагивает и взрослых жителей посёлка».
Воспитатель детского туберкулёзного санатория в п. Хвойная Г.Е. Андреева познакомила с опытом работы по воспитанию детей через приобщение к чтению. Она видит путь спасения ребёнка от негатива через «оживотворение» его души словом. В этом ей подмога - детские журналы, несущие азы православия: «Тропинка», «Настя и Никита», «Фома». Воспитатель накопила опыт, названный ею «приручением» детей к православной книге. Это обилие видов работ по использованию православной лирики, творческих работ в канун православных праздников, по изучению церковно-славянской лексики посредством лингвистических игр и многое другое.
Об участии библиотеки в духовно-нравственном воспитании и музея в патриотическом воспитании детей средствами музейной педагогики говорили заведующая методическим отделом Крестецкой межпоселенческой библиотеки Н.С. Смирнова и директор районного краеведческого музея С.Б. Андреева.
Библиотека работает над возрождением традиций семейного чтения, объединяющего детей и родителей - реализует программы «Я родился! Я читаю» и «Будем читать вместе». На их базе работают 2 семейных клуба «Будущая мама» и «Молодая мама». Проводятся мероприятия к Дням православной книги и письменности и т.п.
В рамках программы «Патриотическое воспитание населения района на 2011-2013 гг.» в музее проводятся встречи, интерактивные уроки, оформляются выставочные экспозиции о героизме земляков в военные годы, выездные мероприятия, экскурсии и т.п.
Архитектор-реставратор 1 категории ГУК «ННРУ» В. Новгорода М.В. Батрукова остановила внимание аудитории на историко-культурном и воспитательном значении православной святыни, в частности, рассказала об истории храма Уверения Фомы в воскресении Христовом в д. Зайцеве Автор сделала проект его реставрации. В перспективе храму будет возвращён первоначальный вид.
Учитель русского языка и литературы первой школы З.Д. Филиппова в качестве нравственного идеала представила образ старца высокой духовной жизни схиархимандрита Иоанна Маслова. Она убеждена, именно на таких примерах следует воспитывать лучшие нравственные человеческие качества у подрастающего поколения.
В работе столь масштабного мероприятия активно участвовали и воспитанники церковно-приходской школы. Настоятелем храма во имя Святой Троицы К. Буланушкиным были отмечены победители и участники конкурса творческих работ к Дню православной книги. В исполнении святотроицкого хора прозвучали церковные песнопения.
В заключение чтений Глава района отметил высокий уровень подготовленного мероприятия и выразил надежду, что лучшее из представленного опыта будет использовано в деле просветления детских душ.
Иерей Константин заметил: «Сегодня лишь 4% детей до 16 лет мечтают стать похожими на русских богатырей, защитников Родины, а 40% - на Рэмбо и других жёстких кумиров. И только вместе мы милостью Божьей сможем уменьшить этот разрыв, воспитать тех, кто займётся спасением, а не подавлением и насилием».
Г. Чубатая
по материалам газеты Крестцы
от 9 апреля № 26

 

]]>]]>