Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

По пути к Игнач-Кресту

Мы отправляемся в увлекательное путешествие по старой столбовой Екатерининской дороге Крестцы - Сомёнка к легендарному Игнач-Кресту. 
Начнём наше путешествие с Советской площади (бывшая Соборная площадь). Я познакомлю Вас с ансамблем Путевого дворца, который состоит из нескольких зданий, построенных по плану генеральной застройки г.Крестцы, утверждённому императрицей Екатериной II.
Далее вы сможете насладиться живописными местами Крестецкого района. Узнаете о его природе и водных ресурсах. Мы рассмотрим несколько озёр, два из которых одни из самых больших в Крестецком районе. Несколько раз нам встретится река Холова. Вы увидите несколько групп древних сопок, узнаете причину их возникновения.
В деревне Старое Рахино вы услышите рассказ об уникальном виде сквозной вышивки - Крестецкая строчка, родиной которой является данная деревня. Познакомитесь с деревней Сомёнка.
Увидите легендарный Игнач-Крест - место где в марте 1238 года Батый повернул свои войска обратно, так и не дойдя до Великого Новгорода всего сто вёрст. 

  
            Крестцы. Соборная площадь.
            Ансамбль путевого дворца.  

                          
Мы сейчас стоим на бывшей Соборной площади. В одном из архивов города Санкт-Петербург есть старинный план города Крестцы, относящийся к временам Екатерины 2. Выполнен он в 1776 г. и представляет собой ровный четырёхугольник. Почти в центре его расположена большая площадь с «каменной соборной церковью». В плане подробно показана застройка Соборной площади : дворец Екатерины и ещё три здания, обозначенные на плане по углам площади как дома для свиты.               
Перед нами районный Дом культуры. Это бывший Екатерининский собор, памятник архитектуры XVIIIвека. Он построен в 1777 г. Каменное здание с каменной колокольней. Первоначально был устроен один престол - в честь великомученицы Екатерины. Несколько позже были устроены  ещё два престола - с южной стороны в честь святителя Никиты Новгородского, с северной стороны в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Главной святыней крестецкого Екатерининского собора была икона «Неополимая Купина Божьей Матери». В 1849-1859 годах к нему была пристроена тёплая церковь с новой колокольней. В ней было два престола: в честь вознесения Господня и с левой стороны в честь пресвятой Богородицы.                            
Храм был одноглавый, но очень красивый. Внутри храм был расписан фресками, а иконостас его позолочен. Присутствовала настенная живопись и живопись в верхних ярусах главного иконостаса. Службы в новом соборе проходили ежедневно трижды: утром две литургии, ранняя и поздняя, и вечерня. Главной святыней Крестецкого Екатерининского собора была икона «Неопалимая Купина Божьей Матери». Икона была древней и до постройки храма находилась в деревянной церкви святого великомученика Никиты в Ямской слободе. По преданию после пожара икона была вытащена из-под пепла и стала почитаться чудотворной. 
В начале XX века собор подвергался переделкам. В 1910-1915 годах деревянные полы были заменены на бетонные с плиточным настилом. Тогда же для отопления было устроено 8 изразцовых печей. В те же годы была произведена окраска и позолота иконостаса. 
В 1902 году протоиреем Крестецкого Екатерининского собора был рукоположен Алексей Александрович Граничнов. Он происходил из духовного звания и был сыном дьячка. На епархиальную службу вступил в 1867 году. Начал своё служение в сане диакона при Старорусской Благовещенской градской церкви. Состоял священником при Дретенской ,а потом при Поддорской церквях Старорусского уезда. С 1902 года, в то время как был настоятелем и протоиреем при Крестецком соборе, имел различные должности: благочинного, председателя Крестецкого отделения Епархиального Училищного Совета и проч. Имел все награды до ордена Св. Анны 2-й степени включительно. Жена, Анастасия Николаевна, посвятила себя семье, воспитанию детей, а их было семеро : четыре сына (Дмитрий, Иван, Павел, Александр) и три дочери.
Иван Алексеевич Граничнов окончил Новгородскую семинарию в 1901 году, рукоположен во священники к Ковалёвской подгорной церкви; 6.07.1913 года после смерти своего отца, Алексея Александровича, перемещён на священническое место к Екатерининскому собору, где он прослужил 24 года до своей кончины. По свидетельству прихожанки собора Александры Королёвой, о. Иоанн Граничнов внезапно скончался на светлой седмице в 1937 году от сердечного приступа.
Вскоре, в этом же году, собор был закрыт, купола снесены, а сам он переоборудован под Дом культуры.
На месте автовокзала когда-то была часовенка. Здесь местные жители и каждый проезжий путник могли помолиться, здесь всегда горела лампада. 
К дому культуры прилегает сквер, посаженный в 1949 году при содействии Ленинградского лесозаготовительного участка и при активном участии Осипова Александра Осиповича, ныне почётного гражданина посёлка. 
Здание музыкальной школы - памятник архитектуры XIX века. Построено как «Дворец Её Императорского величества» на случай приезда в Крестцы Екатерины 2. Путевой дворец - двухэтажное каменное здание - главным фасадом обращён к собору. По бокам его стоят два одноэтажных вытянутых флигеля, выходящих на разные улицы- Московскую и Соколова. Вытянутая одноэтажная постройка во дворе дворца служит продолжением флигеля, который выходит на Московскую. Здесь сейчас пожарная часть, а предназначалась эта постройка (она была одноэтажной) для конюшни или каретного сарая Екатерины II. Путевой дворец повторяет декор собора. Оформление флигелей в свою очередь уподобляется декору дворца. Эти четыре здания (путевой дворец для Екатерины II (здание музыкальной школы), флигель (здание типографии), флигель(здание, в котором магазин «Дизайн»), каретный сарай (ныне пожарная часть)) образуют ансамбль путевого дворца, который представляет градостроительную и архитектурную ценность, как единый комплекс функционально связанных построек второй половины   XVIII века. Позже путевой дворец был превращён в «магистрат», где разместились уездное полицейское управление и уездное казначейство. В 1935 году на  флигеле, который расположен на улице Соколова, был пристроен второй этаж. Во флигелях размещались городское общественное управление и управление уездного воинского начальника.  
Здание хирургического отделения ЦРБ - памятник архитектуры XIX века. Это одно из зданий на Соборной площади под «дома каменные для присутственных мест». Оно было отдано под земскую больницу, где в 1922 году проходил лечение известный поэт В. Хлебников. Интересно, что это здание и здание путевого дворца на старинном плане своими фасадами занимают по Московской улице целый квартал. Но в итоге, строители возвели более скромные здания, ибо потребности небольшого уездного города просто не требовали таких построек.
Детское отделение ЦРБ и здание начальных классов МОУ СОШ.№1 - памятники архитектуры XIX века. Эти два здания по улице Рахинской (сейчас улица Краснова) после строительства были отданы под тюрьму и охранное отделение тюрьмы (позднее здесь разместилось четырёхклассное училище). 
На территории тюрьмы была церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Церковь деревянная, построена для проведения служб и проповедей для заключённых, освящена в 1876 году. На освящении в числе почётных гостей присутствовал и главный строитель церкви барон Александр Петрович фон Розенберг, который был избран в 1874 году прихожанами Крестецкого Екатерининского собора председателем церковно-приходского попечительства (пробыл в этой должности пятнадцать лет). Известное усердие приложил к благолепию храма В.В. Епишкин, по проекту которого и был возведён храм. В честь освящения церкви был дан обед  в доме мирового судьи Александра Петровича Розенберга.
Церковь соединялась с тюрьмой переходом, по которому водили заключённых на службу. В церкви находились иконы Божией Матери, именуемые «Всех скорбящих Радосте» и «Взыскание погибших». Службы проводили священники из Екатерининского собора. На службу в церковь могли ходить кроме заключённых все прихожане города Крестцы.
После революции 1917 года церковь была закрыта, а впоследствии разрушена.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
Называется икона так потому, что в Санкт-Петербурге на стеклянном заводе во время страшной грозы в 1888 году молния ударила в часовню, где находилась «Всех скорбящих Радосте». Ударом молнии разбило кружку  с монетами у иконы, и 12 монет оказались прикреплёнными к образу. Икона же чудесным образом обновилась.  От неё в дальнейшем проистекало великое множество чудес и исцелений. В настоящее время  чудотворный образ находится в Свято-Троицкой церкви («Кулича и Пасхи») в Санкт-Петербурге.
С 1924-1926 г. в здании бывшей тюрьмы размещался Новгородский губернский исправительно-трудовой дом для несовершеннолетних правонарушителей. На территории дома был клуб, где подростки занимались художественной самодеятельностью, а также столярные мастерские. После ликвидации Новгородского губернского исправительно-трудового дома здесь размещались различные учреждения, а затем терапевтическое отделение ЦРБ. 

 

Деревня Старая Болотница.  
                    
Первая деревня на нашем пути это д. Старая Болотница. Во время Великой Отечественной войны здесь находилось три госпиталя : один для легкораненых (ГЛР), два инфекционных (ИГ). Также имелся эвакоприёмник (для приёма эвакуированных). Ежегодно во Всероссийский праздник День победы учащиеся школ Крестецкого района на местном кладбище возлагают венки на братские могилы советских воинов, которые скончались от ран в госпиталях в1941-1943 годах. 
Недалеко от деревни (направо при въезде, через поле), в двух километрах, расположено небольшое озеро Крутик. Название происходит видимо от того, что озеро находится сразу за большим крутым обрывом.
На территории деревни протекает река Холова.
Вообще, водные ресурсы на территории района представлены озёрами, реками, а также подземными водами, залегающими на различных глубинах от поверхности земли. Речная сеть состоит в основном из малых рек, которые имеют длину менее 100 км. Для них характерно преобладание снегового питания, значительное весеннее половодье. При длительных дождях в осеннее время наблюдаются паводки. Более крупные реки района - это Мста, Полометь и Холова (у которой мы сейчас и стоим). Две первые реки имеют на территории района небольшую протяжённость.

Река Холова.

История названия реки неизвестна, но по всей видимости связано с рекой Волхов. Слог «ва» с финно-угорского означает вода.
Почти полностью река протекает на территории Крестецкого района, только на небольшом участке 3 км она течёт по территории Маловишерского района. Общая длина реки 126 км. Холова берёт своё начало из озера Качан (Локотской сельсовет, д. Еваничи). Верхнее течение довольно быстрое, вода прозрачная, и поэтому водится рыба хариус. На всём протяжении реки есть пороги, нет которых только в нижнем течении. В реку постоянно поступает родниковая вода. Глубина и ширина реки в разных местах разные :
                          ширина : от 2 м до 35 м,
                          глубина : от 40 см до 1,5 м,
                          есть омута до 10 м.
Берега реки почти на всём протяжении крутые, обрывистые. Притоками являются реки : Каменка, Олешня, Яймля, Раменка, Чёрная, Игрейка, Мошня, Дубровка, Максовка, Карповка, Немейка, Кобылинка, Тыченка, Белка, Винка, Селищенка, Олешонка, Далевец, Ветренка, Сиверка.
Разлив реки в апреле-мае ежегодно, но наблюдаются паводки и осенью. Вода поднимается на высоту более трёх метров и затапливает огороды и сельхозугодья. Берега крутые, поэтому заливных лугов нет. В основном лес подступает близко к берегам. В верховьях реки водится хариус, в половодье заходят из Мсты лещ, судак, постоянно водится плотва, окунь, щука, налим, уклея, голавль, язь. В реках Крестецкого района водятся бобры, выдры, ондатры. Из водоплавающих распространены кряквы, чирки, свистунок, трескунок, хохловый чернеть. Следует отметить, что численность водоплавающих птиц в нашем районе является одной из самых высоких в области.

Озеро Гверстянец.
                      
Крестецкий район - это край озёрный. Озёр на территории района насчитывается 56. Из них - Ямно, Ламерское, Островно, Гверстяница - имеют площадь более 50 га. Озёра играют значительную роль в годовом стоке рек, так как регулируют их водный режим. Они являются излюбленными местами рыбаков и отдыхающих.

Крестецкий район располагает достаточно обширными массивами болот, которые занимают около 10% его площади. Наиболее крупные расположены к западу от районного центра. Из них следует отметить Невий мох (площадь 2290га), Высочек (площадь 1550 га), Курганное (площадь 867 га) и другие. Всего на территории района имеется 1872 га верховых, 2120 га переходных и 2022 га низинных болот. Они выполняют значительные водо-охранные функции, так как являются истоками многочисленных ручьёв, которые поддерживают и регулируют водный режим рек и озёр.

Второе озёро на нашем пути - озёро Гверстяница. Это комплексный, ландшафтный, геоботанический, зоологический памятник природы. В живописных окрестностях озера на небольшой территории сконцентрировано множество природных комплексов с большим количеством охраняемых видов животных и растений. Округлое озеро (площадь - 50,78 га, глубина - до 22 м) расположено в понижении рельефа среди морёных холмов, покрытых разнообразной лесной растительностью. Из озера вытекает ручей, соединяющий его с рекой Холова. На ручье имеется водопад высотой около 160 см, который образовался в результате естественной плотины из поваленных деревьев и наносов. Холова здесь протекает по унаследованной древней долине стока ледниковых вод и имеет по правому берегу протяжённый обрыв высотой около 10 м. На территории имеются сосняки и ельники разных типов, широколиственные и мелколиственные леса, болота низинные и верховные, пойменные луга и низинное крупнотравье. На берегу озера расположены три древних кургана. Вокруг озера стоят два детских оздоровительных лагеря - «Детская флотилия «Парус» и «Гверстянец». Центральная аллея лагеря «Гверстянец» - это часть старинной Екатерининской столбовой дороги (она шла вдоль озера). Гверстяница - одно из наиболее любимых озёр крестецких жителей. В получасе ходьбы по лесу есть прекрасные болотистые места, где каждый год местные жители собирают множество клюквы.
История названия озера неизвестна. Но в народе существует много легенд, посвящённых образованию и названию этого озера. Вот одна из них: «Когда-то давным-давно, жил на берегу озера одинокий старик. Был у него прекрасный конь : белее снега, с золотою гривою. Каждый день он гулял по берегу озера. Зимой он скакал по толстому льду. Был он удивительной красоты, необычайной стати, верным другом одинокому старику. Но однажды, в не очень холодную зиму, на очередной прогулке лёд под конём раскололся. Конь стал медленно тонуть. В глазах его была мольба о помощи, но ничем не мог помочь ему несчастный старик. Долго он оплакивал своего верного товарища на берегу озера. Тогда и решил старик назвать это озеро в честь своего коня - Гверстянец. Говорят, что ночью после полуночи, до сей поры дух коня скачет по тихой глади озера. И может увидеть его лишь тот человек, у кого чисты душа и помыслы.» Может это правда, а может и нет, но ведь на то это и легенда!!!    
 

Сопки и курганы.

По правую руку вы видите небольшую группу холмов. Это древние сопки, памятники археологии. Сопки и курганы - это погребальные сооружения славян. Они относятся к периоду ещё языческой религии. Славяне сжигали своих умерших, а останки кальцинированных костей помещали в грубые глиняные горшки - глиняные урны баночной формы и клали их на землю и засыпали песком. Так постепенно курганы и сопки возвышались. Поэтому сопки и курганы располагаются вблизи бывших поселений.
Первые две сопки и место вокруг них в народе называют «Поганое озеро». Откуда такое название? Дело в том, что если спуститься вниз, вы увидите реку Холова. Здесь её глубина местами не более 50 см, а ширина  около 3,5 м. Раньше на этом месте был большой омут под названием Поганое озеро. Местные жители ходили сюда ловить рыбу. Но после строительства моста в деревне Старое Рахино каждую весну река смывала и уносила с собой песок. Поэтому постепенно омут занесло песком. Но место это всё равно сохранило своё название.
Вторая группа сопок носит название «Чёртова кухня». Здесь тоже раньше за большим оврагом был омут. По той же причине, что и «Поганое озеро», его сейчас не существует. Осталась лишь река, некогда их соединяющая. 
                      
Деревня Старое Рахино.
                     
Около 1495 года в Семёновском погосте уже существовала деревня Рахово. В ней дворы Окатко Денисова, Федко Игнатова, Демидко Федкова, Марко Захарова, Филка Власова и других. Деревня Рахово Семёновского погоста могла быть на месте Старого Рахина. Имеется много версий происхождения названия деревни. Древнее слово «рахать/рахнуть» - бросать, гнать, швырять. А «раховать» - считать, быть бережливым.
Расположена деревня в живописном месте и является комплексным памятником истории и культуры. По середине деревни протекает речка Холова, со всех сторон окружают озёра : Ямно, Чёртова кухня, Погано, Гверстяница, Грибно, Лутовна. В летние религиозные праздники проводились даже гонки на лодках. Недалеко от деревни (в северной стороне) сохранилось около десятка курганов, частично испорченных окопами времён ВОВ. Северо-восточнее от Рахина по дороге на деревню Ярково ещё две сопки. Дореволюционные источники называли это место урочищем «Серебряный» или «Княжий луг». Имеются археологические памятники и южнее деревни у озера Ямно. Это память о людях, начинающих здесь жить около VIII века.    
В 1837 году в этой деревне была построена каменная церковь Рождества Пресвятые Богородицы. Богородица, Богоматерь- богиня, мать Дева Мария, мать Иисуса Христа. Она считается «молитвенницей», заступницей женщин перед Богом. Рождение Богородицы называют в народе Госпожинками, Оспожинками, Аспожкой.
В 1908 году село Старое Рахино (256 дворов, 240 домов, 993 жителя) являлось центром Рахинской волости Крестецкого уезда. Славилась деревня мастеровыми людьми : столярами, плотниками, сапожниками. Две мельницы мололи зерно. Местные жители били растительное масло, изготавливали крупы, ловили рыбу. Рынком сбыта излишней продукции были Крестцы. Кирпичный завод снабжал кирпичом всю округу.
В середине XVIII века здесь зародился строчевой промысел. Это уникальный вид русской сквозной вышивки. Состоятельные путешественники охотно раскупали нарядные скатерти и покрывала, занавески прозрачной вышивки. Из-за частых неурожаев и скудности других средств к существованию занятие строчевым промыслом становилось порой единственным способом зарабатывания денег, тем более что льноводство было у нас хорошо развито. До революции строчевые изделия выполнялись исключительно кустарями на домотканом холсте, на мелкой сетке льняными нитками. С 1905 года строчевым промыслом стала заниматься земская управа, скупая небольшую часть изделий и продавая их за границу. В 1911 году к строчке пришла большая известность на 1-ой показательной выставке художественных промыслов России в городе Санкт-Петербург. В этом же году искусство крестецких мастериц получило мировое призвание на выставках в Италии, Порт-Саиде; позднее в Нью-Йорке, Монреале, Брюсселе, Осаке, а в январе 1914 года в Берлине. Здесь они были отмечены 16-ю различными медалями.
После революции строчевым промыслом, помимо частников-скупщиков, занималось Крестецкое кустарное сельскохозяйственное товарищество и кредитное товарищество. Начиная с 1930 года, предприятие «Крестецкая строчка», среди подобных предприятий, было полностью переориентировано на экспорт продукции, при этом продукция отгружалась, минуя Государственный контроль. Основными покупателями становятся английская фирма «Спиро», французский «Нерсес».
Крестецкая строчка создавала изделия для Н.С. Хрущева, семьи Л.И. Брежнева, Б.Н. Ельцина, Королевы Англии и Короля Испании. Поставляется продукция в «Шератон Невский Палас отель», «Марриотт Гранд отель», «Береста Палас», гостиницу «Россия», Управляющему Делами Президента РФ. 
Советская власть установилась в селе Старое Рахино с помощью приезжих. Зажиточные крестьяне, ремесленники, торговцы строчкой противились ей. Период раскулачивания принёс много бед в деревню. Было выслано много людей.
Великая Отечественная война ещё больше разорила село. Отправили старорахинцы более 300 человек на фронт, 192 из них не вернулось. А до этого, в 1929 году, был большой пожар, который уничтожил 120 домов, изменив облик села - сгорели лучшие постройки. В войну были разрушены здания строчевого цеха, цеха держки, клуба, построенные в 1936 году. Война опустошила деревню так, что она не смогла больше подняться до довоенного уровня. Стоит в центре деревни памятник односельчанам, погибшим на полях сражений.
            
Озёра Ямно, Глубочек, Глазочек.
                      
Озеро Ямно - одно из самых больших в Крестецком районе -поражает своей необычайной красотой. Его площадь более 50 га. Оно наравне с Гверстяницей излюбленное место отдыхающих и рыбаков. Его название происходит от слова «яма», так как всё дно озера усыпано ямами. Поэтому местные жители называют его Ямное. В озере водится большое разнообразие рыбы.
Рядом с Ямно есть ещё два небольших озера с ласковыми названиями. Вместе их соединяет речка Ямницкая. Первое озеро Глубочек. Название происходит от слова «глубоко»: озеро маленькое, но очень глубокое. Второе  - Глазочек. Такое название видимо от того, что озеро своей формой похоже на глаз.

Озеро Грабиловское.
                     
Следующая наша остановка это озеро Грабиловское, деревня Грабилово. У деревни очень интересное название. Оно явно происходит от слова «грабить». Как вы уже знаете, здесь раньше проходила старая столбовая Екатерининская дорога. Путь от Санкт-Петербурга до Москвы не близкий, и в дороге разное случается. Можно предположить, что здесь ограбили какого-нибудь вельможу или что-нибудь подобное. По крайней мере, название деревни к этому располагает. Остаётся только гадать! 
Здесь мы поворачиваем на лево и напрямую отправляемся к деревне Сомёнка, где стоит Игнач-Крест. 
 
Деревня Сомёнка, озеро Большое. 
                    
Деревня Сомёнка (93 двора, 90 домов, 406 жителей: данные начала XX века) располагалась на Старо-Московском тракте у реки Полометь (тогда называли и Полымять). Относилась она к Рахинской волости Крестецкого уезда. Обилие археологических памятников в округе доказывает, что устойчивые поселения здесь могли появиться более тысячи лет назад. 
Безусловно, название этой деревни связано с дарами рек и озёр - сомами. Это ещё раз подтверждает глубокое прошлое поселения, когда люди на берегах Поломети стали сочетать рыболовство с земледелием.
По мере уменьшения влияния церковных властей в Новгороде падало и значение их многовековых вотчин. В начале XX века Сомёнка была всего лишь деревней Рахинской волости Крестецкого уезда,   
хотя уступала по величине лишь Старому Рахино (226, 240, 993). В этой деревне имелись две мелкие лавки и кузница, часовня и молитвенный дом.                                                        

Раньше крестьянские дети бегали в Ракушинскую школу по соседству с церковью.

Совхоз «Озерки» был образован 5 января 1971 года. В него входили 2 отделения : в Ракушинах и в Сомёнке. Направление совхоза : молочное, мясное, растениеводство. Раньше на территории Ракушинского сельсовета было два колхоза : колхоз им. Ломоносова, в который входили деревни Заречье, Камино, Завысочье, Сомёнка, и колхоз в Ракушинах. В 1971 году их объединили в совхоз «Озерки». Совхоз славился урожаями зерновых, льна, кукурузы, овощей, было большое молочное стадо. В середине 1990-х годов на базе совхоза «Озерки» создан СПК «Озерки», возглавляет который Кузьмина В.М. Направление деятельности СПК - молочно-мясное. Также в хозяйстве занимаются разведением племенного скота, разводят тёлочек на племя. 
Летом этот живописный край у красот Валдайской гряды (от Сомёнки до Яжелбиц - десяток километров) полон гостей. Рыбалка, ягоды, грибы - всё радует, даёт силы на целый год. 
Недалеко от деревни Сомёнка расположено озеро Большое. Название происходит видимо из-за размеров озера. 
           
Легендарный Игнач-Крест.

Итак, финиш нашего путешествия! Мы стоим у легендарного Игнач-Креста.  
29 июня 2003 года в лесу, возле деревни Великий двор, что недалеко от Яжелбиц, на территории Валдайского национального парка, неподалёку от озера Глухое Валдайского района, на месте важного исторического пункта «Игнача-Креста», от которого (приблизительно около18 марта 1238 года) степняки внезапно развернули своих боевых коней и отступили на юг, состоялось торжественное открытие памятного знака «Игнач-Крест».  Таким образом в марте 2008 года исполнится 770 лет со дня исхода татаро-монгольских полчищ с Новгородской земли.
Неудачный поход Батыя на Новгород - одна из интересных страниц русской истории. Многие крупные историки (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский) каждый по своему пытались толковать его. Существует мнение, что Батыю помешала весна, распутица, болота,  леса Селигерского края. Этого мнения придерживались многие историки. Но есть и другие версии : тяжёлый поход против северо-восточных княжеств измотал монголо-татар. Вполне вероятно, что Батый не решился воевать с полнокровным Новгородом и Псковом. И всё-таки до сих пор неясно главное, почему Батый повернул обратно, почему он отказался от похода на Новгород, до которого оставалось всего сто вёрст.
Свидетельства древних летописцев.
Летописные известия о походе Батыя на Новгород крайне скупы. В новгородской летописи этому событию посвящена лишь одна фраза : «Татары гнашася от Торжку Серегерским путём до Игнача-Креста, секущи люди, яко траву; толико не доидоша за сто вёрст до Новагорода». В других летописях кратко упоминается о взятии Торжка, но отсутствуют сведения об Игнач-Кресте. В так называемой Львовской летописи даётся описание похода Батыя на Новгород : «Безбожники же татары шед взяша Торжок, марта 5, на средокрестной неделе, люди все изсекоша....а за прочими людьми гнашеся от Торжку Сересийским путём до Игнача-Креста, секучи люди, яко траву, толико не доидоша за 100 вёрст до Новагорода».
Героическая оборона жителей Торжка в марте 1238 года на две недели задержала полчища Батыя, двигавшиеся к Новгороду.
                          
Так где же искать  Игнач-Крест?  
Свыше семисот лет прошло с тех пор, как монголо-татары вторглись в пределы русской земли. Сохранились ли следы Батыева нашествия и насколько мы можем верить русским летописям? И существовал ли вообще когда-нибудь этот загадочный Игнач-Крест? Не выдумал ли его неизвестный нам летописец?
Ивановский краевед Сергей Николаевич Ильин, увлечённо занимавшийся историей Новгорода, облазил южные рубежи средневековой республики, и лет 40 назад недалеко от деревни Игнашовка, на кладбище у Берёзовского городища нашёл Крест. У историка возникло предположение, что возможно это и есть тот самый летописный Игнач-Крест.
Догадка С.Н. Ильина основывалась на предположении Н.М. Карамзина о том, что Батый повернул обратно, не дойдя до Новгорода 200 вёрст. Н.М. Карамзин предполагал, что древняя верста была длиннее современной. Но факты упрямо говорят об одном - в XIII веке для измерения пользовались теми же самыми вёрстами, что и в XVIII и в XIX веках. И поэтому нет оснований считать древнюю версту длиннее современной.
В своей статье «Легендарный Игнач-Крест» А.Фролов задаётся вопросом : «Крест существовал до событий 1238 года или его появление связано именно с фактом остановки движения войска Батыя на Новгород?». Второй вариант ответа уже содержит в себе трактовку Игнача-Креста как памятного, то есть установленного в честь этого события. Такую трактовку поддерживали и А.А. Спицин, А.В. Святославский, А.А. Трошин, А. Хийр.
Однако, этот вариант мало вероятен. «Я думаю, - пишет А. Фролов, - что смысл упоминания Игнача-Креста летописцем в том и состоял, что он был хорошо известным ориентиром в сельской географии новгородской земли. Этот ориентир существовал независимо от событий 1238 года, он возник до них.».
Возникает вопрос - какое тогда значение он мог иметь? Скорее всего, в древности кресты славяне ставили на перекрестках важных дорог, как предупредительные знаки на крупных поворотах рек, перед опасными порогами, на волоках, бродах, проездах между озёрами. Каменные кресты найдены в Тверской области, хранятся в музеях Твери, Осташкова, Андреаполя, лежат под открытым небом. Самый знаменитый крест - Стерженский. Это и письменный источник с указанием даты - 1133 год.

Впервые на источниковедческом уровне академиком Валентином Лаврентьевичем Яниным был дан блестящий анализ событий марта 1238 года. Это позволило максимально приблизиться к истине и локализовать место нахождения летописного Игнач-Креста.
Дирекция Валдайского национального парка выступила с инициативой по установке памятного знака в честь избавления Новгорода от нашествия полчищ Батыя. К поисковой работе была привлечена группа специалистов из управления Госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры. Археологами А.Ю. Курочкиным и Г.Г. Акимченко были отработаны возможные маршруты движения войска, была проведена рекогносцировка местности, сделан опрос местного населения на предмет ордынских захоронений. С учётом всех авторских мнений была , наконец, сделана топографическая привязка. Выяснилось, что Игнач-Крест мог располагаться буквально в восьмистах метрах к северо-западу от деревни Полометь, на берегу одноимённой реки. Здесь, неподалёку от озера Глухое, когда-то пролегал Яжелбицкий путь - один из маршрутов древнего Селигерского пути. Расстояние от этого пункта до Новгорода по прямой равно 102 км, практически же 100 верстам.
Место холмистое, возвышенное, поросшее сосняком. В противоположной стороне, на левом берегу реки, живописно раскинулись деревянные избы деревни Кувизино. По мнению исследователей именно здесь был последний рубеж ордынского войска. С первой надпойменной террасы хорошо просматривается величественное творение природы - огромная гряда
Алаунских гор с рукотворным каменным навершием - Крестом-символом христианства, земной тверди и несгибаемого мужества русских людей.
Сам Игнач-Крест, предполагаемое местонахождение которого определено на территории Валдайского национального парка, Алексей Фролов предлагает рассматривать как придорожный. Его назначением было указывать путнику место поворота с дороги из Новгорода на Демянскую дорогу, а также с дороги, ведущей от реки Полометь, на большую новгородскую дорогу, которая шла мимо «Игнач-Креста» к деревням Старое Рахино, Усть-Волма, Рындино, по левому и правому берегам Мсты к Новгороду.
В писцовой книге XV века указывалось имение московского служивого человека Андрея Руднова «...а у того поместья озеро у игнатцева кръеста».
В пределах этого земельного массива, - пишет В.П. Янин, - имеется только два озера - озеро Великое писцовой книги и другое, поменьше, между деревнями Сомёнка и Полометь, и ныне называемое Глухим. Только с ним возможно связывать топоним писцовой книги «Озеро у Игнитцова Кръеста».
Кстати на то, что местечко Игнач-Крест находилось на их территории претендуют и другие регионы Северо-Запада России. Например, город Осташков до сих пор на своих сайтах размещает информацию о том, что именно под Осташковым и находится знаменитая «точка поворота» татаро-монгольских войск. Однако начальник Новгородской археологической экспедиции академик РАН Валентин Янин ещё в 1982 году убедительно доказал необоснованность таких притязаний.
Итак, чудотворное место локализовано с точностью до 50 метров. Однако «загадка веков» до конца всё же не разгадана. На этом ли месте был последний рубеж всего ордынского войска или только его авангарда (передовых отрядов)? Почему не дойдя около 100 вёрст до Новгорода и выпустив из рук такую богатую добычу, какую представляли торговые города Новгород и Псков, Батый повернул полки назад? Что же заставило татар повернуть обратно, отказаться от планов захвата Новгорода, только ли по причине «набившей оскомину распутице...»? 
                               
Почему святыня называется Игнач-Крест?    
Василий Ян в своём романе «Батый» в главе семнадцатой «остановка у Игнач-Креста» пишет : « ...здесь мы должны остановиться и повернуть назад. Видишь этот большой деревянный Крест? Здесь уже погибло немало путников от руки разбойника Игнача...». Что это? Вымысел писателя или в этом есть доля правды?
Высоко на холме, так, чтобы издалека было видно путнику, возвышался в давние времена Игнач-Крест. Уже в одном лишь названии слышится уготованная ему в России роль. Мощно, властно звучат эти слова. На Валдайской возвышенности, недалеко от Новгорода Великого, который в 2009 году отметил своё 1150-летие, на крепкой, тонкой ниточке дорог, словно на груди России, оберегал Игнач-Крест землю русскую от врагов.
 

Григорьева О.Ю.

по материалам краеведческого музея

Игнач крест
]]>]]>
 #

]]>]]>Слава Богу, разобрались

]]>ставки на теннис]]>Слава Богу, разобрались с Игнач-Крестами]]>биржи ставок]]>

 
 #

Наш Игнач Крест находится

Наш Игнач Крест находится среди хвойных деревьев, он почти в два раза выше человеческого роста, стои на постаменте. Уберите фальшивую фотогорафию!!!

 
 #

Вы правы, приносим свои

Вы правы, приносим свои извинения.

 
 #

Игнач-крест

Абсолютно правы предыдущие гости - это "Игнач-крест" не у деревни Соменка Крестецкого района Новгородской области, а на правом берегу реки Щеберехи рядом с деревней Игнашовка в Осташковском районе Тверской области!
]]>http://ignachmag.narod.ru/seliger1.htm]]> - вот их сайт.
Уважаемый admin, надо бы исправить...

 
 #

Фотография Игнач-Креста

Уважаемые создатели сайта!
Игнач-Крест выглядит совсем не так, как на фотографии, размещенной на сайте.

 
 #

Не могли бы вы выложить свою

Не могли бы вы выложить свою версию или скинуть фото администрацие сайта?]]>букмекерские конторы]]>

 
 #

По поводу фото Игнач-Креста.

Уважаемый гость, если Вы нажмете на фото в статье, то четко увидите надпись на барельефе... Если Вы все-таки не согласны, то в разделе фотогалереи сможете сделать свой фотоальбом с фото Игнач-Креста. В случае необходимости с удовольствием внесём изменения.

 
 #

Уважаемые создатели сайта! На

Уважаемые создатели сайта!
На этом сайте, в фотогалерее, есть тема (ссылка) с фотографиями (3шт.) народного хора, который стоит на фоне Игнач-Креста.Этот крест и есть тот самый, который находится между Большим и Глухим озером. Так что предыдущий гость был более чем прав!

 
 #

То есть получается есть два

То есть получается есть два Игнач-Креста?

 
 #

получается, что да]]>]]>

получается, что да]]>ликвидация предприятия]]>