Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Старое Рахино. Летопись деревень

Эта деревня на берегу реки Холова полутора десятка километров южнее Крестец  является комплексным памятником истории и культуры. Недалеко от деревни (с северной стороны) сохранились группы по четыре сопки, чуть дальше находится около десятка курганов, частично испорченных окопами времён Великой Отечественной войны. Северо-Восточнее от Рахино по дороге на деревню Ярково ещё две сопки. Дореволюционные источники называли это место урочищем «Серебряный» или «Княжий луг». Имеются археологические памятники и южнее деревни у озера Ямно. Это память о людях, начинающих здесь жить около 8 века.

Древнее слово «рахать/рахнуть» - бросать, гнать, швырять. А «раховать» - считать, быть бережливым. Языковед М. Фасмер отмечал, что в русский язык оно могло попасть через польский из «средне-верхненемецкого», свыше тысячи лет назад. О том, что название деревни пошло от слова «раховать», говорит и её имя в XV в. - Рахово (Рахова). Это слово у калужан означало - обсуждать, рассуждать. Отсюда и «рахоба» - счёт, расчёт. Или « рахмистр/ рохмистр» - кассир, казначей, счётчик.

Деревня Рахово Семёновского погоста могла быть на месте Старого Рахино.В 1837 г. в этой деревне была построена церковь «Рождества Пресвятые Богородицы». Первые устойчивые поселенцы этих мест, возможно, являлись торговцами, «гостями» (как тогда называли купцов). На это указывало и название деревни недалеко от Рахино - Дивогощи. Но через несколько поколений остались в основном земледельцы, которые имели склонность и к подсобным ремёслам.Расположена деревня в живописном месте и является комплексным памятником истории и культуры. По середине деревни протекает речка Холова, со всех сторон окружают озёра: Ямно, Чёртова кухня, Погано, Гверстяница, Грибно, Лутовна. В летние религиозные праздники проводились даже гонки на лодках.

Озеро Ямно - одно из самых больших в Крестецком районе - поражает своей необычайной красотой. Его площадь более 50 га. Оно, наравне с Гверстяницей, излюбленное место отдыхающих и рыбаков. Его название происходит от слова «яма», так как всё дно озера усыпано ямами. Поэтому местные жители называют его Ямное. В озере водится большое разнообразие рыбы.

Рядом с Ямно есть ещё два небольших озера. Вместе их соединяет речка Ямницкая. Первое озеро Глубочек. Название происходит от слова «глубоко» : озеро маленькое, но очень глубокое. Второе озеро - Глазочек. Такое название видимо от того, что озеро своей формой похоже на глаз.

В 1908 г. село Старое Рахино (256 дворов, 240 домов, 993 жителя) являлось центром Рахинской волости Крестецкого уезда (15 верст от Крестец, при реке Холова). Здесь имелись церковь, 3 часовни, земская школа (сельская школа Новгородской палаты госимуществ открыта в Рахино в 1845 г.; 1862 г. - учитель, 28 учеников, 2 ученицы), волостное правление, хлебозапасной магазин, 3 чайных, 5 мелких и винная лавки, кузница. Славилась деревня мастеровыми людьми: столярами, плотниками, сапожниками. Две мельницы мололи зерно. Били местные жители растительное масло, изготавливали крупы, ловили рыбу. Рынком сбыта излишней продукции были Крестцы. Кирпичный завод снабжал кирпичом всю округу. Новое Рахино на ручье Заболотье при шоссе(38 дворов, 36 домов, 172 жителя) имело часовню, земскую школу, почтовую станцию, 2 чайных, постоялый двор, кузницу и лавки.

В первые годы 20-го века славилась деревня как центр знаменитого строчевого промысла. В начале века налаживанием строчевого промысла здесь занялись члены Новгородского общества любителей древности. У его истоков стоял помещик: А. А. Булатов. ( в 1917 году был губкомиссар Временного правительства) и А.П.Рыкачёва - сестра председателя Новгородской уездной земской управы. Булатов привозил из Москвы полотно, рисунки, собирал женщин, для обучения. Его первыми ученицами были: А. Тихонова, П. Тихомирова, М.Костина, а они учили других. Готовые изделия Алексей Булатов отвозил в Москву. Жительница деревни А. О. Тихонова вспоминала, как Булатов приучал мастериц к новой технике - «сновочным» рисункам из густых переплетений нити. Крестецкая земская управа открыла для приёма изделий склады в Старом Рахино и Крестцах. В Рахино было и потребительское общество «Артель». Особенно бурно развивался строчевой промысел в 10-20 годах.

После Октября зажиточная часть деревни противилась новому строю. Летом 1918 года был разгромлен волостной Совет и убит военный комиссар уезда Д.Т. Краснов (его именем названа улица в Крестцах), пытавшийся с отрядом большевиков подавить мятеж. Но стремление к созданию все же победило.

С приходом советской власти были открыты цеха в частных домах у И. Детрягина и И. Разживина. Существовали и мужские цеха - у С.Лазарева. Прекрасным мастером строчки был старорахинский крестьянин Пётр Иванович Архиреев. В марте 1929 г. его избрали председателем правления промыслового товарищества в Старом Рахино. В 30-е годы изделия здешних мастериц закупали Бельгия и Голландия, Швеция и другие страны.Делегация старорахинских строчильщиц - А.В. Кондрашева, А. Тиханова, П.А. Кондрашева, М.Костина - ездили со своими изделиями в Париж на выставку, показали свои изделия и учили этому ремеслу парижан. 

В 1936 году в Крестцах строится фабрика. Изделия мастериц экспонировались в 1939 году на всемирной выставке в Нью-Йорке. Был широко известен и хор Старорахинской строчартели.

Советская власть была установлена в селе с помощью приезжих. Зажиточные крестьяне, ремесленники, торговцы строчкой противились ей. Период раскулачивания принёс много бед в деревню. Были высланы: Митчихин Иван - бригадир, Бриккар Александр Григорьевич - учитель, Баланин Николай, Лидановский П.А., Терехин П.А. и много других жителей деревни.

В 1929 году, был большой пожар, который уничтожил 120 домов, изменив облик села - сгорели лучшие постройки.

ВОВ ещё больше разорила село. Отправили старорахинцы более 300 человек на фронт, 192 человека не вернулись домой. Были разрушены в войну, построенные в 1936 году здания строчевого цеха, цеха дёржки, клуба. Война опустошила деревню так, что не смогла она подняться до довоенного уровня.

Стоит посередине деревни памятник односельчанам, погибшим на полях сражений. Многие семьи - Александрины, Ванюшины, Галдины, Денисовы, Федотавы, Чикуновы, Гусаровы и другие, потеряли по 3-4 человека. Деревня заметно поредела, но выжила.  Остались фамилии, идущие из прошлых столетий: Разживины, Фадеевы, Суховы, Сергеевы, Савины, Огневы...

Прасковья Михайловна Разживина в 1943 году приняла старорахинское почтовое отделение: бывшего начальника отделения Прасковью Григорьевну Галдину переводили бригадиром в колхоз. До 1989 года (46 лет), проработала Прасковья Михайловна начальником почтового отделения. Время было тяжёлое. Почту забирали в Новом Рахине, ходили пешком и носили посылки. Можно вспомнить добрым словом самого старо почтальона Нюшу Купцову, которая много лет таким способом доставляла почту старорахинцам. Обслуживали пять деревень.

В деревне Старое Рахино - находился один полевой подвижный госпиталь (158 ППГ), один эвакогоспиталь (3037 ЭГ). 

После войны, заметно пустеющая деревня вошла, в состав совхоза «Амосовский» (центр - Новое - Рахино), который был образован в 1960 году. Этому предшествовало решение Крестецкого исполкома от 13 января 1960 года. Организовали «Амосовский» на базе колхозов «Рассвет», «Путь к коммунизму», «Дружба», «Имени Суворова», «Заветы Ленина», «Красный Октябрь», «Будёновец». В совхоз вошли 25 населённых пункта. На 1 января 1961 года общая земельная площадь составила 22879 га. Всего в совхозе было 7 отделений (Новорахинское, Колокола, Старорахинское, Шутиловичи, Литвиново, Ламерье, Болошково). Возглавляли хозяйство в различные периоды: И.В. Герасимов, К.П. Цветков, В.В. Сергеев, С.Г. Арбузова, И.Ф. Родионов. Труженицы ферм (Л.И. Вишкер, Л.Ф. Лосенкова, А.П. Иванова, А.И. Власова) своим нелёгким трудом прославляли совхоз, постоянно перевыполняли планы. Благодаря работникам мастерских, механизаторам, комбайнёрам (С.А. Лосенков, М.А. Коротков, П.А. Заботин, Ю.Я. Андрианов, Н.А. Недошивин и мн. др.) совхоз добивался отличных показателей. Всего в совхозе (по данным районного архива) трудилось более 500 человек. Совхоз специализировался на выращивании картофеля, зерновых, было развито животноводство. За годы девятой пятилетки в совхозе построено 2 скотных двора на 300 мест, зерносклад, зерноочистительный пункт, склад минеральных удобрений, средняя школа, интернат, подходило к концу строительство животноводческого комплекса на 600 голов. В 1975 году на счету земледельцев совхоза было немало трудовых побед, значительно перекрыт план по продаже государству зерна, картофеля. 12 тружеников совхоза были награждены знаком «Ударник 9-ой пятилетки». За последние пять лет урожайность зерновых, картофеля, сена, многолетних трав стала значительно выше. Валовое производство зерна увеличилось на 96%, мяса на 15%.

В 1980 году комбайнёр Вавилёнков Ю.П. намолотил 319 тонн зерна при обязательстве 260 тонн. Скотники - Иванова Е.М., Тужилина Н.В., Алексеева А.А. добились выполнения плана среднесуточного привеса.

В 1985 году совхоз «Амосовский» выполнил 11-ю пятилетку по продаже зерна государству. По итогам 1985 года на заготовке кормов отличилось безнарядное звено Вавилёнкова Ю.П.: при плане 48 тонн кормоединиц заготовлено на каждого члена звена по 62 тонны кормоединиц.

В Старом Рахине - до трёхсот жителей. До недавнего времени был дом культуры, школа, отделение связи, медпункт, магазин. Производственные помещения. В плохом состоянии церковь.

 

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, дер. Старое Рахино.

Церковь каменная, построена в 1837 году.

Богородица, Богоматерь- богиня, мать Дева Мария, мать Иисуса Христа.

Она считается «молитвенницей», заступницей женщин перед Богом. Рождение Богородицы называют в народе Госпожинками, Оспожинками, Аспожкой.

Пресвятая Дева Мария родилась в Галилейском городе Назарете, от родителей праведных и богоугодных, Иоакима и Анны. Праведные Иоаким и Анна дожили до старости, не имея детей, но не отчаивались и молились Господу. Они обещали, что если Бог даст им дитя, то посвятят его Богу, т.е. отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. Наконец Господь услышал молитву праведных Иоакима и Анны и даровал им дочь-Пресвятую Деву Марию. Когда Марии исполнилось три года, родители привели её в храм и по обещанию посвятили Богу.

Рождество Пресвятой Богородицы празднуется церковью как всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родиласьДева Мария, которой по промыслу Божиему надлежало послужить тайне Воплощения Бога Слова- явиться Матерью Господа нашего Иисусу Христа.

День рождения Пресвятой Богородицы глубоко почитается в Русской Церкви, потому что именно в этот день русское воинство под предводительством св. Дмитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.

 
По материалам Крестецкого краеведческого музея
 

 

]]>]]>
 #

неточности в статье

Много неточностей в фамилиях. Высланный бригадир Митчишнин Иван Павлович, учитель - Бриккер. Не Савины, а Савиновы. Эти неточности снижает остроту восприятия статьи.

 
 #

неточности в статье

Собирая материал по истории деревни Старое Рахино  краеведческий музей использовал различные исторические и краеведческие источники, в том числе и районную газету «Крестцы». И как раз в газете «Крестцы» от 8 июля 1995 года на второй странице была размещена статья, посвящённая 500-летию деревни, где были указаны фамилии местных жителей: Митчихин Иван, Бриккар, Савины. Что касается фамилии Митчихина или Митчишнина, то в отделе ЗАГС Крестецкого района мы получили сведения о Митчишнине Иване Павловиче и Анне Яковлевне. Как оказалось фамилия Митчишнин правильная, поэтому мы приносим свои извинения.   Что касается Савиных, то люди с такой фамилией проживают в деревне до сих пор, а фамилия Бриккар встречается во многих источниках в разных вариантах: Бриккар или Бриккер.

С уважением Андреева С.Б., директор краеведческого музея

 
 #

Наша история

Интересная статья.
Маленькая деревня с большой историей.
А сколько раз был там,проездом иль на озеро,с виду деревня и деревня как и все.
Красиво описанная итория открывает новые взгляды.
Интересно,что теперь я увижу или представлю вспоминая этот текст.

P.S.
А хорошо бы было законсервировать разваливающуюся церковь и грамотно обозначить древнии сопки и курганы для проезжих и для местных - история это сила.

А так "деревня-деревней".
aStop