Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Ещё мазок неяркой краски, и словно оживает взгляд...

]]>]]>

Кукла всегда считалась игрушкой магической, во все времена её обязательно наделяли чертами, присущими конкретному человеку, персонажу.

Не менее магическим был и остаётся процесс создания больших и маленьких кукол, обязательно передающих характер автора, если, конечно, это не поточное производство пластмассовых обезличенных пупсов.

Ни одна из кукол, созданных вручную, никогда не повторяется, и каждая всегда обладает особой энергетикой.

Познакомиться с куклами Натальи ШЕРШНЕВОЙ жители посёлка и района смогли на её авторской выставке, организованной в районном краеведческом музее. Несколько десятков забавных персонажей тогда вызвали огромный интерес как детей, так и взрослых — подобного в Крестцах ещё не было. Бабки-ёжки, трубочисты, принцессы и ведьмы, карлики и великаны притягивают взор своей миловидностью и озорством, а главное — загадочностью, возможностью придумать по поводу каждого из них целую историю, фантастическую сказку наподобие «Гарри Поттера» или «Волшебника Изумрудного города».

— По профессии я — портной, закройщик (закончила Санкт-Петербургскую высшую школу моды и прикладного творчества), — рассказывает Наталья Геннадьевна. — По второму образованию — учитель технологии. Работала в разных должностях — от портного до преподавателя и руководителя профессионального училища. Вот уже седьмой год тружусь учителем в школе № 2. Здесь я сумела соединить воедино всё, чем люблю заниматься. Мне нравится общение с детьми, нравится проявлять собственное творчество и развивать в разных направлениях творческие наклонности у учеников.

Что касается изготовления кукол, то и это увлечение пришло ко мне параллельно с тем, как стала работать в школе. Помню, был объявлен какой-то конкурс, и поделку нужно было изготовить срочно. Заглянула в Интернет и остановилась на текстильных куклах в скульптурно-чулочной технике — в первую очередь благодаря простой технологии и легкодоступным недорогим материалам. Основой для таких изделий служит обычный капроновый чулок, набиваемый синтепоном или халафайбером, — это основа для всех частей тела будущей куклы. Первую мою работу — панду — тогда оценили и на конкурсе, и ученики, и родные. Я буквально заразилась этим занятием, искала любую свободную минуту, а если учесть мою работу плюс заботы по дому, как и у любой женщины, то минуток таких немного, но остановиться я уже не могла. Несмотря на кажущуюся простоту техники процесс это очень трудоёмкий, требующий тщательности и кропотливости. Нередко сидела ночами, торопясь закончить ещё и ещё один штрих, деталь, мазок. Куклы, изготовленные в этой технике, получаются очень милыми, тёплыми, приятными на ощупь, к ним хочется прижаться, с ними хочется подружиться.

Очень скоро захотелось, что называется, расширить собственные горизонты, и я перешла к более сложной технике текстильной куклы. Эта техника подразумевает использование белой бязи, кофейных зёрен, также синтепуха или халафайбера в качестве наполнителя. Тут уже я стала регулярным посетителем практически всех интернет-курсов — и платных, и бесплатных — мастеров, виртуально владеющих этой техникой. В этом смысле удовольствие не из дешёвых. Но, поверьте, стоит того. Изготовление кукол — целый волшебный мир, манящий и увлекающий, дарящий море позитивных эмоций. По сути, занятие это может освоить каждый: как показывает практика, даже тот, кто раньше и иголку-то в руках не держал, вопрос лишь в уровне мастерства, в том, сколько времени и энергии человек готов потратить. Например, у меня какие-то изделия выполняются за пару-тройку вечеров, какие-то «отлёживаются» неделями, дожидаясь своего (то есть моего) часа. И для меня самый сложный этап — раскраска, ведь именно на этом этапе у куколки появляются и душа, и характер, и внешность.

Многие из моих учеников, причём не только девчонки, но и мальчишки, также заразились этим увлечением, мы делимся с ними опытом, обсуждаем детали, они приносят мне на обсуждение начатые изделия. Образцы кукол находятся и в нашем учебном кабинете.

Были у нас и коллективные работы, изготовленные в ходе учебной деятельности, — например, брошка-обезьянка, выполненная каждым из воспитанников к восточному году Обезьяны. В любом случае, занятие это не только отлично развивает мелкую моторику рук, но и, в первую очередь, передаёт радость, доброту и чувство юмора, что так важно в наш век бескрайнего изобилия, когда покупные, пусть даже самые дорогие, игрушки этого дать не могут. Недаром в русской культуре именно тряпичная кукла всегда была символом безопасности, спокойствия, доброжелательного отношения к окружающему миру.

Свои куклы я продаю редко, так как у нас они мало востребованы, но ещё и потому, что каждая из них мне дорога, и я нередко дарю их близким людям как частичку своей души. Впрочем, при желании и должном умении изготовление кукол, конечно, может вылиться в способ зарабатывания денег. В больших городах авторская кукла ценится достаточно дорого, в нашей местности покупательная способность намного ниже, но тем не менее...

Сегодня в коллекции Натальи Шершневой — около ста экземпляров забавных существ. Сама она, как и всякий творческий человек, во многом относится к себе критично, говорит, что ещё многому следует научиться. Однако ту, первую и пока единственную, выставку автора увидела приехавшая в наш музей на Ночь искусств корреспондент телевидения города Удомля Тверской области, как и многие, восхитившаяся мастерством и фантазией Натальи и загоревшаяся идеей организовать подобную выставку у себя. Обещание не было пустым, и скоро успевшая пополниться новыми персонажами коллекция отправится в соседнюю область, чтобы творчество автора смогли оценить и за пределами нашего района.

Оксана ЕГОРОВА
Фото автора

2 марта 2019 года