Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Музей Велимира Хлебникова

]]>]]>Из рубрики «Я поведу тебя в музей...» 

Музей В. Хлебникова в деревне Ручьи открыт 28 июня 1986 года в день смерти поэта, который скончался в деревне Санталово Крестецкого уезда в 1922 году. Основателем и первым директором музея был Олег Андреевич Облоухов, художник из Ростова - на - Дону.

Цель создания музея Олег Андреевич изложил в обращении к посетителям музея: «Размеры музея не позволяют показать весь многообразный мир этого необычного поэта, но все, же хочется, чтобы экспозиция музея создала, то настроение, то состояние чистоты духа, без которого в поэтический мир Велимира не проникнуть». В 1986 году этот музей был первым в России музеем Велимира Хлебникова. И только в 1993 году в Астрахани открылся дом-музей Хлебниковых. 

Музей в деревне Ручьи создавался по авторским экспозициям Олега Андреевича Облоухова, новгородского художника Владимира Гребенникова, оператора документального кино Эдуарда Раненко, фотокорреспондента Александра Кочевника. Фотокопии и ксерокопии рукописей и рисунков предоставлены музеем Владимира Маяковского г. Москва и институтом русского языка и литературы г. С-Петербурга (Пушкинский дом).

Большую помощь в создании музея оказала старейшая жительница деревни Санталово Евдокия Лукинична Степанова. В молодости она видела поэта при жизни в деревне Санталово и потом долгое время хранила и оберегала могилу поэта. 

]]>]]>

Автором памятника на могиле поэта стал лауреат Государственной премии СССР, скульптор Вячеслав Михайлович Клыков

Это серая, зеленовато-землистого цвета плита, по её краям символические очертания букв. В полукруглой нише, представляющей небесный свод - фигура обнажённого мальчика, как символ открытости и незащищённости поэзии в этом мире. К груди мальчик прижимает свиток - символ поэзии. 

В 1985 году на базе районной библиотеки прошли Первые Хлебниковские чтения с выездом на кладбище в д. Ручьи к могиле поэта. Именно тогда и родилась мысль о создании музея, которая воплотилась в 1986г.

]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>

Сейчас Хлебниковские чтения - литературный праздник, в котором принимают участие исследователи творчества Хлебникова, художники и поэты нашей страны и зарубежных стран, поэты Новгородской земли. Традиционная дата праздника - последнее воскресенье июня. Велико и до конца не изучено творчество поэта, в день его памяти на крестецкой земле звучат его стихи и радуют нас многозвучностью, многокрасочностью и самобытностью его поэтического слова.

В музее нет бытовых вещей поэта, их у него просто не было. Он говорил: «Мне мало надо: краюшку хлеба и каплю молока, да это небо, да эти облака». То есть все земные блага в обмен на мир, краюху хлеба и каплю молока. 

Экспозиция открывается словами поэта. В первых нишах рисунки самого Хлебникова: гипсовая маска, портрет сестры Веры, самого близкого ему по духу человека, портрет отца, два пейзажа. Интересен рисунок совы. Сова крепко держится когтями за стопку книг. Издавна сову почитали как мудрость природы, а книги - мудрость людей. Так Хлебников в этом рисунке выразил свою мечту о полном взаимопонимании природы и людей. 

Хлебников был не только поэтом, художником, но и пророком. Он предсказал год революции, год своей смерти, и даже появление телевидения в своих записках и стихах. И, наконец, имеются его архитектурные выдумки. Велимир создал в своём воображении удивительные города, в которых люди уйдут с пыльных улиц и будут перемещаться от крыши до крыши без помощи моторов. Каждый дом в городе своеобразен: дом-куб, дом-тополь, дом-липа. Так подчёркивалось единение человека и природы. 

Творчество Хлебникова не всегда однозначно оценивалось, приговоры, и мнения критиков были разными, иногда прямо противоположными, иногда слишком жестокими и беспощадными. И только во второй половине XX века в 60-е - 80-е годы к его творчеству вновь обратили взоры и о поэте начали говорить и писать с других позиций, оценивая оригинальности и неповторимость его дара.

Н.Смирнова
Фото из фондов Крестецкого краеведческого музея и А.Кочевникова

4 декабря 2018 года

 

]]>]]>