Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Раритеты и приказы, все бумажки и наказы

По материалам газеты Крестцы

Архивные отделы самых разных уровней и сохраняемые ими архивные документы — неотъемлемая и важнейшая часть культурной памяти общества. Они — бесценное хранилище информации о прошлом. Эти пожелтевшие от времени листки хранят ответы на многие вопросы историков и современников — и те, которые возникли уже сегодня, и те, что ещё будут подняты исследователями.

О работе крестецкого районного архива мы попросили рассказать служащую комитета культуры, спорта и архивного дела Администрации Крестецкого муниципального района Светлану ГУРИЧЕВУ.

— Сколько времени насчитывает крестецкий архив, какие основные функции возложены на его сотрудников?

— Архив в Крестецком районе был создан в июне 1949 года. В настоящее время здесь хранятся документы 225 фондов общей численностью более 30 тысяч дел. Это не просто свидетельства прошлого, пылящиеся на полках. В год к нам поступает порядка 400 обращений граждан, проживающих не только на территории района и области, но и по всей России и даже за её пределами. Обращения содержат просьбы о выдаче справок, касающихся подтверждения стажа, размера заработной платы за тот или иной период. Сегодня переживает подъём краеведение, и немалым спросом наши документы пользуются у людей, собирающих исторические сведения, — они имеют возможность работать непосредственно в зале архива. Стоит ли говорить о том, что наши фонды постоянно пополняются.

— И всё же архив ассоциируется в первую очередь с хранилищем свидетельств старинной жизни, истории наших дедов и прадедов. Вот об этом хотелось бы поподробнее.

— Большое количество фондов архива свидетельствует о многочисленных в прошлом мелких организациях и колхозах, располагавшихся на территории района. Почти в каждой деревне Крестецкого района в довоенные годы, по свидетельству документов, был свой колхоз, в котором выращивали картофель, зерновые культуры, разводили коров, овец и свиней. Один из самых ранних документов, находящихся на хранении в муниципальном архиве, это отчёт о распределении доходов и урожая колхоза «Красное Вязовое» Быковского сельсовета за 1931 год. В данном отчёте указаны доходы колхоза от полеводства и животноводства, распределение дохода колхоза в денежном выражении, распределение между колхозниками продовольствия, кормов и денег, количество трудодней, выработанных колхозниками в течение года, потребность колхоза в кормах для общественного стада. В колхозе выращивали рожь, овёс, ячмень, лён, картофель, горох, клевер для заготовки сена, разводили крупный рогатый скот, лошадей — главную тягловую силу. Тракторов не было. Имелись ручная молотилка, 2 веялки. Для обработки земли использовали 25 плугов, 4 бороны, 2 окучника. Общая численность населения колхоза на 01.01.1932 — 80 человек. 6680 трудодней было начислено всем колхозникам в 1931 году при распределении доходов.

В военные годы всем пришлось туго. На войну уходили мужчины, из колхозов забирали лошадей. Женщинам и детям приходилось вручную перекапывать землю и основную часть урожая отдавать для фронта. Документов, датируемых годами Великой Отечественной, сохранилось немного. Это в основном похозяйственные книги сельсоветов, где перечислены все члены семей, в том числе и ушедшие на фронт, места работы или учёбы, немногочисленное хозяйство (площадь огорода, поголовье домашнего скота).

После войны колхозы стали объединяться в более крупные. В документах колхоза «Имени Чапаева» Мокроостровского сельсовета имеется протокол собрания колхозников от 10 июня 1950 года, в котором записано, что колхоз «Имени Чапаева» объединился с более мелкими колхозами: «1‑е Мая» и «Красный путиловец». Председателем колхоза был избран Кондрашев Василий Николаевич. На 1 января 1951 года в колхозе числилось 105 дворов с населением 363 человека. Работали 4 полеводческие бригады. Из годовых бухгалтерских отчётов за 1950–1951 годы видно, что в хозяйстве разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, птицу. За 1951 год в хозяйстве получен приплод: телят — 36 голов; жеребят — 1 гол.; ягнят — 32 гол.; поросят — 64 гол. В хозяйстве имелись 1 двигатель нефтяной, 1 трактор, 25 конных плугов, 2 окучника, бороны дисковые — 7 штук, 1 культиватор, 2 конные сенокосилки, трое конных граблей, 10 повозок на железном ходу, 16 саней, работали 2 кузницы. Под урожай 1951 года вспахано МТС — 132 га земли, самим колхозом — 144 га. На полях колхоза выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овёс, а также картофель, капусту, огурцы, морковь, свёклу, в том числе сахарную.

В 1958 году в колхозе «Имени Чапаева» Мокроостровского сельсовета был избран новый председатель — Шагин Фёдор Иванович, в 1959 году председателем стал Иванов Алексей Михайлович, который руководил колхозом до 1971 года, до присоединения его к совхозу «Крестецкий».

— Немало интересной информации можно найти в документах организаций и предприятий, но ещё больший интерес могут представлять документы из личных архивов…

— Да, действительно, и таковых у нас немало. Однако я хотела бы заострить внимание вот на чём: очень много фотографий, писем, дневников, вырезок из газет, похвальных и почётных грамот хранится непосредственно у жителей района. А любой набор документов может уже считаться архивом. Если просмотреть наши с вами ящики и сундуки, в них обнаружится великое множество бумаг, которые убраны, если не сказать закинуты, и которые через полвека непременно привлекут внимание исследователей своими подробностями уже нашей с вами жизни.

Крестецкий муниципальный архив обращается с просьбой к жителям района о передаче на хранение своих личных архивов с тем, чтобы будущее поколение могло ознакомиться с жизнью и деятельностью граждан нашего района. Ведь даже то, что сегодня кажется ненужной бумажкой, которую мы, не задумываясь, выбрасываем в корзину, спустя несколько десятилетий может оказаться важнейшим документом, на основе которого могут быть сделаны самые интересные и неожиданные исследования. И уж тем более нельзя дать пропасть ценному наследию предыдущих поколений. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь к жителям района: давайте сохраним то, что досталось нам в наследство в виде документов.

Оксана ЕГОРОВА
Фото из архива
]]>]]>