Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Парящий мост над тихою рекой

— Это… это было самое лучшее путешествие в мире! — восторженно шепчет на ухо подруге, не умеющая ещё подобрать нужных слов для выражения эмоций девчушка, старательно перешагивающая широкие промежутки между мокрыми от осенней сырости шпалами. 4 «В» класс школы № 2 возвращается с увлекательной и действительно завораживающей экскурсии на, уже ставший знаменитым (с появлением информации в соцсетях) железнодорожный мост через реку Ярынья, известный своими архитектурными, инженерными и другими особенностями.

О печальной участи закрытого несколько лет назад железнодорожного перегона Валдай — Крестцы на страницах районки да и в других средствах массовой информации рассказывалось немало. К сожалению, сегодня о восстановлении движения поездов на нашей ветке говорить не приходится. А вот железнодорожный мост через Ярынью высотой с семиэтажный дом, похоже, набирает популярность у туристов.

Особенностью однопутной железной дороги Валдай — Крестцы является её необычный рельеф, который в начале прошлого века пришлось брать в расчёт её строителям — на протяжении сравнительно небольшого участка длиной 60 км было возведено несколько мостов, красивейшим из которых по праву считается именно этот. Это таинственное сооружение, как будто сошедшее со страниц некоего английского романа века этак восемнадцатого, будоражит воображение, а от непосредственного нахождения на нём захватывает дух. Ощущение такое, что стоишь на ничем не огороженной крыше высотки, а внизу — обрывистые берега, сверкание мелководной лесной речушки и волшебные лесные пейзажи. Это одно из тех немногих мест, где даже самый здравомыслящий и неромантичный человек, бесспорно, чувствует особую ауру таинственности и загадочности. Наверное, именно сюда по ночам приплывают из белых туманов привидения, и где-нибудь здесь проходит тоннель, ведущий в параллельные миры.

Километр пути от просёлочной дороги деревни Колокола на границе Валдайского и Крестецкого районов — и мы у цели. Четвероклашки — кто с явным волнением от высоты и величественности, а кто бесшабашно храбрясь, осторожно заглядывают вниз. Близко к перилам не подходят — накануне получена строгая инструкция от педагогов и организатора экскурсии, хранителя заброшенного перегона Вячеслава АМОСОВА. Налюбовавшись видом сверху, начинают осторожно спускаться вниз по крутому обрывистому берегу — тоже страшновато, но внизу — неизведанное, новое, и любопытство побеждает страх. Наконец вся группа в сборе, у основания величественных каменных «быков».

Вячеслав начинает свой рассказ:

— Наш перегон — часть дороги Валдай — Нарва, которую начали строить в Первую мировую войну, но так и не завершили. Длина дороги 57 километров, на ней пять мостов. В годы Великой Отечествен- ной по ней доставляли горючее для самолётов, перевозили солдат и раненых. В разное время железной дорогой пользовалось множество предприятий: леспромхоз, нефтебаза, мебельная фабрика, Невская подземка, сельскохозяйственные, дорожные организации и пр. Последний пассажирский поезд прошёл по дороге в 1992 году, товарный — в 2011 году. Не менее интересен тот факт, что до последнего дня на протяжении линии часть рельсов оставались первозданными, т.е. производства 20-х годов XX века, а часть была заменена в годы Великой Отечественной на сделанные в Америке и доставленные в Россию в рамках ленд-лиза (от ред.— государственная программа, по которой США поставляли союзникам во Второй мировой войне технику, продовольствие, медицинское оборудование, стратегическое сырьё).

Что касается самого 18-метрового моста протяжённостью 100 метров, то он, конечно, уникальный в своём роде. Во-первых, собран он был в другом месте, каждый камень пронумерован, а здесь конструкция собиралась в порядке нумерации. Легко представить, насколько трудоёмкая эта работа, учитывая практическое отсутствие в дореволюционные ещё времена специальной техники, т.е. делалось это практически вручную. Во-вторых, уникальны и сами материалы, в том числе скрепляющий состав, который позволил этому массивному сооружению, всё время эксплуатируемому тяжёлыми составами, в нашем влажном климате простоять сотню лет. Скорее всего, в цементный состав в нужной пропорции добавлялись для особой прочности яичные белки. Мост и сегодня способен выдержать любой подвижной состав. А ведь прошло уже сто лет…

Выслушавшая на одном дыхании рассказ детвора, вдоволь нафотографировавшись, с немалыми усилиями карабкается назад на мост. Ещё одна фотосессия, поедание заботливо приготовленных мамами бутербродов, и мы отправляемся в обратный путь…

Не знающая ухода и тёплого дыхания паровозов дорога стремительно зарастает, угрюмый лес всё теснее берёт узкую колею в плен. Ещё даже не год-два, а сезон-другой, и шпал здесь будет не различить, остаётся надеяться, что зарасти этой лесной тропе не даст любопытный, охочий до артефактов люд. Повторюсь, как только информация о необычном мосте появилась в Интернете, стремиться сюда стали многие. К примеру, хорошо знают этот объект любители Геокэшинга — это такая модная нынче туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры. Основная идея состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS определяют их географические координаты и сообщают о них в Интернете. Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-приёмники для поиска тайников, расположенных чаще всего в местах, представляющих природный, исторический, культурный, географический интерес. Точность, с которой прибор определяет позицию, составляет от нескольких метров до нескольких десятков метров. Это позволяет только «очертить» небольшой район местонахождения закладки. Для более точного поиска контейнера надо пользоваться подсказка- ми из описания тайника, применять наблюдательность, смекалку и опыт…

Ну а Вячеслав снова будет с нетерпением ждать тёплого времени года, чтобы опять отправиться с модероном, ручной железнодорожной тележкой, в путь по знакомой уже, казалось бы, до каждой мелочи и родной до боли заброшенной дороге, что- бы обнаружить ещё хоть частичку того, что имело отношение к паровозному сообщению здесь. Снова и снова будет сниться ему протяжный паровозный гудок на станции «Крестцы», он сам за пультом управления, весёлые переговоры с товарищами по работе… Этот сон преследует его уже несколько лет, с тех самых пор, когда последний паровоз в последний раз отправился в свой прощальный тур по дороге Крестцы — Валдай.

— Конечно, надежды на то, что железная дорога оживёт, практически не осталось,— с горечью вздыхает он.— Экономика у нас уже давно не советская, предприятия, которым нужна была бы доставка грузов посредством «железки», отсутствуют. Но как было бы здорово, если бы хотя бы этот мост стал официально признанным туристическим объектом, тогда и память об этом пласте крестецкой истории сохранилась бы. И нужно-то всего-навсего содержать в порядке километровый участок пути да сделать хороший спуск вниз от моста. Ну а пока вот так, неофициальные экскурсии для всех желающих я готов проводить, лишь бы люди увидели эту старинную красоту, инженерный размах, масштабное творение рук человеческих.

В поездке участвовала Оксана Егорова
Фото автора
29 сентября 2017 года
]]>]]>