Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

Белая церковь над синей рекой

Краеведческие записки о реке Полометь, старинной церкви в деревне Ракушино и загадочной находке

Очередными краеведческими материалами, основанными на собственных расследованиях, с читателями делится Александр АВДЕЕВ, наш давний соавтор:

— В Крестецком районе река Полометь протекает на участке Сомёнка — Зелёный Бор. Большие выемки камня из русла этой реки на горном участке в Валдайском районе, начавшиеся ещё в начале ХХ века и продолжавшиеся до 40‑х годов, привели к значительным размывам коренных склонов и образованию протяжённого песчаного тела, обмелению русла и выносу песка на пойму.

Для смягчения этих процессов в начале 50‑х годов на участке лычковской озёрной котловины был сооружён спрямляющий несколько излучин канал длиной 4 км, который исправно функционировал при периодических расчистках низовой части от песка и разного древесного сора.

С прекращением расчисток низовая часть оказалась забитой песком и мусором, в результате чего началось перемещение против течения, занесение русла канала, которое в настоящее время составляет более 5 км. Регрессивное занесение канала песком усилилось в 60‑х годах обрушением правого склона моренной материнской породы на реке Ярынья — правом притоке Поломети, протекающей в нашем районе и впадающей в Полометь на участке между деревнями Кашино и Ракушино.

Крутой берег у ракушинского кладбища ежегодно весной размывается, и русло реки смещается к тому месту, где ранее находилась каменная церковь, построенная в 1827 году на средства прихожан в честь Введения во Храм Божией Матери. В ней имелось три престола: один в главном отделении храма, в холодном отделении церкви, и два в тёплой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя и чудотворца Николая. В храме имелись древние потир и лжица с датою 1741 года. При церкви существовала церковно-приходская школа, других школ в начале ХХ века в этом приходе не существовало.

В мае 1914 года церковь посетил Новгородский Архиепископ Арсений, которого встречали прихожане (всего их насчитывалось 1240 душ), священник церкви Дмитрий Рождественский и псаломщик Николай Климантовский. Оба они в сталинские времена были репрессированы. А также священники Лутовёнской церкви. Прихожане из Ракушина собрали охапки полевых цветов, из которых устроили красивый живой ковер.

Священник Дмитрий Рождественский в своей речи дал не только положительные характеристики своей пастве, но не преминул сказать и об отрицательных сторонах жизни прихода. В числе имеющихся пороков были названы: сквернословие, нетрезвость и ослабление родительской власти над детьми. В качестве примера привёл тот факт, что за последние 2—3 года заметно сократилась численность учащихся по причине появления в округе выгодного кустарного промысла — строчки по полотну, которым увлеклись не только женщины, но и мужчины и дети. Священник постарался убедить прихожан не удовлетворяться временным и материальным в ущерб вечному, обязательно просветлять детские сердца светлым учением Христовым, чтобы сделать из них достойных членов Церкви и настоящими сынами Отечества.

В годы Советской власти церковь в Ракушине была взорвана, от неё остались лишь огромные камни фундамента. Один из этих камней был использован для установки здесь памятной доски жертвам гражданской войны и политических репрессий в ХХ веке. А вблизи места, где стояла когда-то каменная церковь, отстроена деревянная часовня.

В июне т. г. активисты общественной поисково‑краеведческой группы, изготовившие и установившие памятную доску, обследовали крутой берег Поломети, близ которой стояла церковь, и обнаружили остатки каменно-кирпичной кладки, расположенные под землёй на глубине более метра.

Можно предположить, что в этом месте располагался выход каких-либо коммуникаций, или подземного перехода из храма на берег Поломети, которые были также разрушены. Пока это лишь гипотеза, подтвердить или опровергнуть которую можно лишь после проведения специальной поисковой работы с использованием необходимых инструментов и оборудования. Одновременно это предположение наталкивает на мысль о том, что судьбы реки Полометь и старинной церкви в д. Ракушино с учётом негативных последствий непродуманных антропогенных вмешательств в естественный эволюционный ход развития природных и общественных сообществ имеют много общего. Они должны учитываться в современных условиях переосмысления исторических событий.

В любом случае эта находка представляет определённый исторический интерес и заслуживает внимания как со стороны специалистов, так и органов местной власти.

По материалам газеты «Крестцы»
Оксана Егорова

 

]]>]]>