Версия для слабовидящих

Вход в систему

 

«Читающая молодежь – надежда нации». Социологическое исследование

2015-03-24

Не смотря на сложные условия существования, библиотеки находят возможность для успешного выполнения своих основных задач и функций, играя заметную, полезную роль в культурном развитии населения.

Одним из направлений работы библиотекарей является маркетинговая практика. Именно она позволяет обеспечить  доступность и качество библиотечно-информационных услуг, полнее использовать ресурсный материал. Цель маркетинга – повышение эффективности функционирования библиотек посредством социально-экономического обоснования ведущих направлений деятельности, объективной оценки своих возможностей с учетом текущих и прогнозируемых запросов пользователей.

Чтобы понять, в какой социокультурной среде воспитывается молодое поколение, каковы его предпочтения в чтении художественной литературы, районная библиотека провела социологическое исследование «Читающая молодежь – надежда нации».

Известно, что сегодня ситуация с чтением в России, особенно среди подростков, вызывает большую тревогу. В создавшихся условиях его популяризация и продвижение как уникального интеллектуального и духовного вида деятельности приобретает особое значение.

Объектом нашего исследования стали учащиеся 10 и 11 классов МАОУ «СОШ №2» поселка Крестцы. А его цель – выявить предпочтения в художественной литературе среди старшеклассников; способствовать нравственному становлению их личности.

В анкетировании, проведенном районной библиотекой, приняли 35 старшеклассника. В результате опроса выяснилось следующее.

В качестве любимых авторов первенство, конечно же, у А.Пушкина. Его имя назвали 69% опрашиваемых. За ним лидирует М.Лермонтов и Н.Гоголь (37%), Л.Толстой (34%), Ф.Достоевский (17%), А.Чехов, И.Тургенев, Н.Некрасов. Из поэтов называют С.Есенина, М.Цветаеву, А. Ахматову.

Из современных авторов – Д.Донцову (з5%), З.Прилепина (15%). Большое предпочтение отдают любимым зарубежным писателям – С.Кингу, П.Коэльо.

На вопрос «Какое количество книг имеется в вашей домашней библиотеке?» 71% ответили: до 100 экземпляров. До 300 и более книг имеют по 15% опрошенных.

На вопрос «Экранизация какого художественного произведения побудила вас прочесть книгу?» - 20% (7 человек) назвали «Мастер и Маргариту» М.Булгакова; по 14 процентов – «Мертвые души» Н.Гоголя и «Война и мир»  Л.Толстого; по три раза были названы  «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Отцы и дети» И.Тургенева, «Тихий Дон» М.Шолохова.

На вопрос о регулярности чтения ответы выглядят следующим образом: регулярно читают  43 процента, эпизодически – 57 процентов респондентов.

Лучшими произведениями русской художественной литературы были названы книги М.Булгакова, А.Пушкина, Л.Толстого, И.Тургенева, М.Шолохова, Н.Гоголя, И.Бунина, Ф.Достоевского, М.Лермонтова, А.Островского.

Зарубежную литературу знает большинство  опрошенных, 66% назвали Дж.Роулинг «Гарри Поттер», С.Кинга «Нужные вещи», «Только тьма», М.Метчелл «Унесенные ветром», Ш.Бронте «Джейн Эйр», Р.Брэдбери «Вино из одуванчиков», «451 градус по фаренгейту», К.Маккалоу «Поющие в терновнике» , Д.Киз «Цветы для Элджерона», А.Сент-Экзюпери «Маленький принц», М.Твен «Приключение Тома Сойера». А вот 34 процента респондентов имеют приблизительное представление о произведениях иностранной литературы.

Известно мнение, что современные школьники меньше читают, в частности классику. Судя по ответам на вопросы анкеты, это  частично подтвердилось. Анализ показал, что учащиеся обращаются в библиотеки (54 процента опрошенных посещают библиотеки) в основном за программной – классической и предметной литературой. А вот современную (русскую и зарубежную) знают плохо. В этом есть и недоработка библиотекарей.

Второй причиной того, почему школьники стали реже обращаться в библиотеку, является наличие домашних библиотек, возможности Интернета.

Из этого следует: библиотекарям необходимо больше внимания уделять пропаганде современной художественной литературы среди юношества. А потребность в чтении превратить в привычку.

Павлова О.В.
Библиограф центральной районной библиотеки

 

]]>]]>