Версия для слабовидящих

Вход в систему

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Fill in the blank
 

Из истории крестецкой строчки

]]>]]>

Знаменитая крестецкая строчка, известная в наши дни в 47 странах мира, — это вид сквозной вышивки, русский народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Новгородской губернии в Крестецком уезде. Эта строчевая вышивка на «ломаной игле» кружевного типа с геометрическим узором отличается от обычной строчки большей ажурностью и разнообразием орнамента.

Интересно, что в ХV-ХVII вв. сегодняшние Крестцы назывались Хрестецким погостом (упоминание в Писцовой книге Деревской пятины ХV в.). А в ХVIII в., с основания Петербурга, погост получил название «Яма». Жители занимались здесь извозом, починкой карет, в каждой семье был ямщик. Дорога от Петербурга до Москвы пролегала через Крестцы. Словом, в Крестецком уезде развивались различные промыслы.

Изначально промыслом Крестецкой строчки занимались главным образом староверы Крестецкого уезда. Новгородская область с самого начала церковного раскола не приняла новшеств Патриарха Никона, потому основное население сел и деревень стало приверженцами древнего благочестия. Это были беспоповцы — поморцы и старопоморцы-федосеевцы. Из Крестецкого Яма происходил и сам Феодосий Васильев («из благородных дворян Усовых или Урусовых») — основоположник федосеевского согласия. В самих Крестцах до Великой Отечественной войны было два федосеевских храма и один поморский. До сих пор население Крестец, примерно его половина, является староверами либо выходцами из староверских семей.

Мастерицы и мастера занимались этим промыслом на дому в таких деревнях, как Старое Рахино, Касково, Зайцево, Варница, Зимогорье и др. Занимались этим промыслом и в Валдайском уезде. В Крестецком уезде были развиты различные ремесла. По деревням плели корзины, катали валенки, мастерили бочки, делали гончарную посуду. Земля здесь богата глиной, потому и дома, что деревянные, что кирпичные были покрыты черепицей. Также здесь строилось больше кирпичных домов, чем где-либо еще. Местные жители выращивали лен, пряли, ткали, шили, вышивали. Это также способствовало появлению в 1860-х годах строчевой вышивки.

В начале ХХ в. ремесло вышивки настолько распространилось, что в Крестцах открылись склады кружевных изделий. Затем в Петербурге возникло «Общество помощи крестьянскому ручному труду», которое обеспечивало ремесленников нитками, рисунками, имело свои магазины. К 1905 году промыслом занималось около 890 человек. За большой стан, за пяльца садилась вся семья — родители и дети. Не было ни одной избы в деревне, где не занимались бы этим промыслом. В 20-х годах за продажу крестецких и валдайских кружев выручали свыше 600 млн. руб. В 1925 году строчильщиц стало уже 2500. В 1928-1929 годах появляется предприятие «Артель» — первое промысловое товарищество. Возглавил его Петр Иванович Архиереев. В деревнях появлялись мастерские как женские, так и мужские. Здесь обучали, занимались улучшением качества изделий. Постепенно стали переводить несложные строчевые операции на машинное производство. А после войны появилась первая строчевая фабрика с несколькими корпусами. На фабрике работало несколько цехов: «Художники», «Закройщики и швеи», «Держка», «Хронометраж».

В былые времена изделия крестецкой строчки отправлялись во Францию, Англию, бывали на всемирных выставках в Нью-Йорке, в Брюсселе, в Италии, Венгрии, Канаде, Японии и других странах мира.

Из воспоминаний Марии Александровны — причетницы поморской общины в п. Крестцы, дочери одной из первых вышивальщиц «Артели» Парасковеи Семеновны Грининой:

«Мама моя (Парасковея) 1916 года рождения. В 32-ом году она переехала из своей родной деревни Касково Валдайского района в Крестцы к своей крестной. Она была из многодетной семьи (6 детей): 5 сестер — Акулина (Куня, Куша, так мы ее звали), Маша, Настя, Нюша и брат.

В семье ее матери выращивали лен, сами выделывали его, ткали, шили, пряли, вышивали. Мамушка Парасковеи, Евдокия, обвязывала строчевые полотенца, фартушки, блузки и т.д. Промыслом в семье занимались все девочки, кто «держкой», т.е. дергали нитки из полотна, кто самой вышивкой. Семья была большая, «строчкой» кормились. Раньше этот кружевной промысел назывался просто «строчка».

В Крестцах был организован трудпромсоюз. И со всех деревень стали присылать мастериц работать в Крестцы. Устроилась в «Артель» (руководитель — Петр Иванович Архиереев). Работала в цеху «хронометраж». Там засекали время, за которое они могут выполнить работу, и после на это время равнялись все остальные мастерицы. Пока мама работала в «хронометраже», она изучала одновременно сложные рисунки. Рисунки придумывал и сам Архиереев, которые перед этим вышивал их сам. Работали по 8 часов в трудпроме, а после еще на дом брали работу. В семье были и строчевые наволочки, «задежечки», — это как шторки, подзоры, рушники. Тетю Куню выдавали замуж еще со строчевым приданым. Остальные сестры уже по-советски замуж выходили.

Изначально кружева вышивали нитками, которые были выдернуты из полотна. Какого цвета полотно, такого цвета и вышивка. Цветными нитками стали работать в советское время. Шили и вышивали строчкой и мужские рубахи. Вышивали портьеры, скатерти, пальто, платья и пр. Все это отправлялось за границу. В Крестцах продавали строчевые пододеяльники, дорожки с салфетками, что попроще, а все остальное за границу. Еще в Новгороде был специальный «Дом Крестецкой строчки» с общежитием и учебными мастерскими.

Работа эта очень сложная, мама даже потому и не хотела, чтобы я занималась строчкой, как она. Говорила, что сама всю жизнь просидела с иголкой и зарабатывала только копейки. Бывало, еще рисунки выпадали из полотна. Там же большой слой ниточек, которыми отшивали. Вот работа не выдерживала и рвалась. Для меня «Строчка» — это мама, это память».

В конце 80-х промысел переживал непростые времена. В трудное перестроечное время фабрика Крестецкой строчки могла совсем прекратить работу, потому как на производстве оставалось только 7 мастериц. Сами мастерские находились в сильном упадке. С 2015 года у фабрики появился новый владелец А. В. Георгиев. Его усилиями отремонтированы корпуса, приведены в порядок рабочие места. Крестецкую строчку снова видят на выставках, используют в своих показах модельеры, дизайнеры. Фабрика с новыми силами заработала. Слава Богу, не прекратилась передача мастерства двухвекового непрерывного строчевого промысла новым поколениям! Опытные кружевных дел мастера снова передают секреты своим ученицам. Сегодня на производстве занято 60 человек. На фабрике можно попасть на очень интересную экскурсию по производству кружевной вышивки и в магазин (по предварительной записи по телефону 8-800-550-22-13).

Сейчас фабрика собирает экспонаты для Крестецкого музея, который был открыт в 1930 году, идут работы по его восстановлению. К сожалению, за годы Великой Отечественной войны, а затем в безвременье 90-х годов были утеряны многие экспонаты. Часть экспонатов ныне хранится в разных фондах музеев нашей страны, а основное музейное собрание хранится в Русском музее в г. Санкт-Петербурге.

Источник: ]]>https://ruvera.ru/news]]>
25 октября 2019 года